- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Внедрение подушевого финансирования общего образования в Республике Казахстан
В 2011-2013 году ИБР реализует проект про разработке и пилотному внедрению нормативного подушевого финансирования в общем образовании в Республике Казахстан.
Планируется уже к сентябрю 2012 года сформировать бюджеты пилотных школ на основе подушевых нормативов. В эксперименте примут участие школы 4 пилотных области Казахстана. Проект реализуется под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Существуют различные подходы к расчету нормативов подушевого финансирования в разных странах. В первую очередь, это обусловлено нормами странового законодательства, устанавливающими требования к качеству образовательных услуг и бюджетному процессу.
В идеальной модели государство устанавливает требования к качеству (материально-техническое и кадровое обеспечение) и результатам образовательного процесса. Выполнение этих требований при предоставлении образовательной услуги требует определенных финансовых затрат. Производится калькуляция этих затрат. Полученная сумма делится на число потребителей услуги на уровне школы, муниципалитета, образовательного округа или другой административно-территориальной единицы. Эта величина и является нормативом подушевого финансирования (zero-based budgeting).
Практическое применение нормативного подушевого финансирования связано с тем, что в ряде стран на государственном (национальном) уровне устанавливаются только общие, иногда некалькулируемые требования к образовательному процессу и его результатам (например, США). В других странах, и в Казахстане в том числе, большинство требований к качеству, обеспечению и результатам образовательного процесса являются едиными на всей территории и достаточно подробно регламентированы государственным (национальным) законодательством.
В ряде стран предоставление школьного образования финансируется за счет средств местных бюджетов, местные власти имеют широкие полномочия по использованию налоговых поступлений на нужды школ, а при необходимости местное сообщество имеет возможность собрать дополнительные финансовые средства на нужды школы (США). Во других странах местные бюджеты фактически осуществляют «кассовое обслуживание» общего образования, а основной объем средств на его финансирование местные бюджеты получают путем межбюджетных перечислений из вышестоящих бюджетов (например, Россия, Таджикистан, эта ситуация вообще очень характерна для стран постсоветского пространства). В некоторых областях Казахстана до 50% трансфертов общего характера направляются на нужды образования.
Соответственно описанным различиям странового законодательства в сфере регулирования образования и бюджетного процесса, существенно отличаются цели нормативного подушевого финансирования и методологии расчета нормативов.
В 1999 году в Казахстане уже предпринимались попытки перейти к подушевому финансированию, однако в этот период не был учтен размер территории страны (разница природно-климатических условий) и большое число сельских малокомплектных школ. С тех пор существенные изменения произошли в Законе об образовании и в бюджетном законодательстве, что позволяет решать многие проблемы, которые были нерешаемыми десять лет назад.
В 2010 году экспертами Института бюджетных решений для ЮНИСЕФ было выполнено исследование «Разработка методологии нормативного подушевого финансирования школ Республики Казахстан». Выполненные работы содержат рекомендации по ключевым проблемам, которые необходимо учесть при разработке методологии подушевого финансирования в Казахстане, анализ опыта перехода нормативному подушевому финансированию в странах со сходными стартовыми условиями перехода (Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан).
На однове этих разработок в 2011-2013 году реализуется проект про разработке и пилотному внедрению нормативного подушевого финансирования в общем образовании в Республике Казахстан.
Планируется уже к сентябрю 2012 года сформировать бюджеты пилотных школ на основе подушевых нормативов. В эксперименте примут участие школы 4 пилотных области Казахстана.
В декабре 2011 завершен 1 этап проекта. Разработан проект методики подушевого финансирования.
В феврале 2012 года проведены семинары-совещания в пилотных регионах - Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. С отчетами можно ознакомиться в разделе Семинары.
Проект реализуется под руководством Министерства образования и науки Республики Казахстан.
Ссылки по теме:
Крауш В.А. Нормы законодательства, регламентирующие стоимость услуг в сфере общего среднего образования в Республике Казахстан, декабрь 2011
Крауш В.А. Основные подходы к разработке методики нормативного подушевого финансирования школ в Республике Казахстан, декабрь 2011
Скачать презентацию Нормативное подушевое финансирование школ в Республике Казахстан, март 2012
Задать вопрос о реформе финансирования школ в Казахстане - необходима регистрация