- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Разработка предложений по повышению эффективности расходов в сфере образования и науки в РФ
Цель работ - оказание технической поддержки Минфину России по вопросам повышения эффективности расходов в образовании и науке.
В ходе работ проведен анализ текущей ситуации и подготовлены комментарии и дополнения к проекту Государственной программы РФ "Развитие образования" до 2020 года.
В настоящее время в сфере образования на федеральном уровне одновременно действует целый ряд стратегических документов:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Раздел 4. Развитие образования)
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МОН на 2010-2012 (в части образования)
3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015
4. Президентская инициатива «Наша новая школа» (реализуется в рамках ФЦПРО)
5. Приоритетный национальный проект «Образование»
6. Федеральная целевая программа «Русский язык (2011 - 2015 годы)»
В некоторых случаях документы дублируют друг друга, иногда формулировки задач полностью совпадают («модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития»), иногда совпадают по смыслу («обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития» и «совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования» ).
В ряде случаев документы дополняют друг друга. Так, «Наша новая школа» реализуется в рамках ФЦПРО, а ФЦПРО дополняет Стратегию 2020 механизмами установления взаимосвязи системы образования и рынка труда. В тоже время, ни один из перечисленных документов не может в настоящее время претендовать на описание полного перечня проблем, целей и задач в сфере образования.
Как показал контекстный анализ действующих стратегических документов в сфере образования, цели и задачи (проблемы), которые встречаются в этих документах, могут быть разделены на 12 основных групп (кластеров) :
1. Системные реформы, ориентированные на инновационное развитие
2. Вопросы содержания обучения, стандартов, механизмов обучения
3. Вопросы управления финансовыми ресурсами
4. Кадровые вопросы в системе образования
5. Проблемы поддержки детей с особыми потребностями (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, из социально-неблагополучных семей и т.д.)
6. Поддержка талантливых детей и молодежи
7. Развитие инфраструктуры системы образования
8. Механизмы мониторинга и оценки
9. Интеграция в международное образовательное пространство
10. Ориентация системы образования на потребности рынка труда
11. Сохранение здоровья обучающихся
12. Образование военнослужащих
Указанные 12 групп (кластеров) проблем не являются равнозначными. Это позволяет использовать альтернативные способы структурирования проблем, которые и используются в разных стратегических документах в сфере образования.
Общий вывод состоит в том, что у отрасли много стратегических приоритетов, поэтому она не имеет определенных направлений движения, в том числе, в вопросах финансирования тех или иных направлений деятельности. Система непонятна внешнему пользователю: родителям учащихся, экспертному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления. Это усложняет целевое финансирование, подготовку публичной отчетности и создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (приоритет Стратегии 2020).
Выявлены проблемы:
1. Мероприятия различных стратегических документов неоднократно дублируются. Некоторые группы мероприятий направлены на достижение конечного результата, некоторые – на обеспечение функционирования самой системы. Ряд формулировок стратегических целей и задач нуждается в корректировке, поскольку не удовлетворяет критериям ясности, четкости, измеримости, ориентации на конечные результаты, а также для устранения дублирования.
2. Затруднительно отслеживать эффект и результат расходов бюджета на те или иные цели, когда идет постоянная ротация целевых установок.
3. Ряд актуальных проблем развития системы образования не нашел до сих пор отражения в стратегических документах.
Разработка Государственной программы РФ "Развитие образования" до 2020 года направлена на решение указанных проблем. Документ должен установить иерархию целей и систему мероприятий и инструментов государственной политики,, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования.
Однако результативность и эффективность этого решения напрямую связана с тем, какую структуру документа предложит Министерство образования и науки РФ.