- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Разработка учебной программы, учебных и методических материалов по бюджетной грамотности и апробация программы в пилотных регионах
Проект по бюджетной грамотности для старшеклассников реализуется Минфином России и Всемирным Банком. Проект ставит своей целью формирование ответственной гражданской позиции через понимание задач и функций государственного бюджета, а также развитие у молодого поколения готовности к активному участию в бюджетном процессе. Работы в рамках проекта реализуются в 2015-2017 годах.
Цель проекта - разработка и пилотное внедрение дополнительной общеразвивающей учебной программы по бюджетной грамотности для общеобразовательных организаций (10 класс), учебных и методических материалов для обучающихся, учителей и родителей обучающихся и тестирование программы в пилотных регионах Российской Федерации. Проект реализован консорциумом в составе: Институт бюджетных решений, Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования, Центр исследования бюджетных отношений, Институт развития финансовых рынков.
В апреле 2016 года завершена разработка материалов учебно-методического комплекса. Экспертами Института бюджетных решений были разработаны проект Учебного пособия по бюджетной грамотности для учеников 10-х классов, проект Пособия для родителей по бюджетной грамотности, а также осуществлено научное редактирование Методического пособия для учителей. В настоящее время проект Учебного пособия для учащихся 10-х классов размещен на сайте Проекта "Бюджетная грамотность для старшеклассников".
Разработка учебной программы по бюджетной грамотности ее общественное обсуждение
Дополнительная общеразвивающая программа разработана на основе модульного принципа, чтобы поставщики образовательных услуг могли определять объем проводимого обучения с учетом потребностей школ с разным уровнем подготовки учащихся.
Цель обучения - поощрение гражданской ответственности через понимание государственного бюджета и развитие уверенности в способности участия в бюджетном процессе. Учебная программа направлена на изменение поведения и психологических установок целевой аудитории. Учебный план сориентирован на развитие когнитивных умений (например, навыков аналитической работы, критического мышления, принятия решений на основе фактов и др.) и применение этих умений для изучения бюджета. Учебная программа направлена на развитие навыков работы с “открытыми данными” - в частности, с "гражданскими бюджетами" и бюджетными порталами.
Учебная программа разработана для учащихся разных профилей обучения, включая:
А) учащихся с углубленным изучением экономики, обществознания и математики.
Б) учащихся без специализации.
Основной упор сделан на практические, интерактивные формы и методы обучения, непрерывность образования (опора на знания и умения, приобретенные учащимися ранее), возможность разработки индивидуальных образовательных траекторий. При разработке программы учтены результаты анализа международного опыта обучения бюджетной грамотности.
Разработка учебных и методических материалов для обучающихся, для преподавателей, для родителей обучающихся
Материалы включают:
-
Ковалевский А. Р., Черников В. А., Покатович Г. Г. Бюджетная грамотность. Учебное пособие для школьников. 10 класс / Под ред. М. Л. Аграновича. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. — 96 с.
-
Амосова И. В., Покатович Г. Г. Бюджетная грамотность. Методическое пособие для учителей. 10 класс. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. — 128 с.
-
Клишина М. А, Манусаджян О. В. Бюджетная грамотность. Рабочая тетрадь для школьника. 10 класс / Под ред. М. Л. Аграновича. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. — 48 с.
-
Черников В. А., Ковалевский А. Р.Бюджетная грамотность. Пособие для родителей/Под ред. М. Л. Аграновича. — М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2016. — 40 с.
В материалах приведены ссылки на примеры «открытого бюджета», такие как федеральный, региональные или муниципальные бюджетные порталы, а также на ресурсы, разработанные негосударственными структурами. Помимо образовательного содержания, материалы для учащихся направлены на развитие практических навыков за счет организации деловых игр и выполнения практических заданий. Эти задания будут способствовать формированию ответственной гражданской позиции, культивировать ответственное отношение к уплате налогов и помогут понять, какие услуги и льготы граждане могут получать от государства.
Разработаны методические рекомендации для преподавателей по использованию учебных программ, учебных и методических материалов во время образовательного процесса, который должен включать, помимо занятий в классе, также организацию внеклассной групповой и проектной деятельности.
Важной особенностью реализации учебной программы является включение родителей в учебный процесс. Для обеспечения этого разработаны материалы для родителей, в частности, материалы по выполнению совместных мероприятий с обучающимися, а также ссылки на электронные информационные ресурсы.
Пилотирование программы по бюджетной грамотности в субъектах Российской Федерации, отобранных МБРР и Минфином России
Для организации пилотной апробации программы, учебных и методических материалов были выбраны образовательные учреждения (школы) в пилотных регионах проекта. Разработаны специальные документы для проведения пилотного тестирования, в том числе:
- основные документы, регламентирующие тестирование Программы, учебных и методических материалов;
- методика тестирования для каждого типа материалов;
- журналы тестирования, в которых преподаватели будут вести записи хода и результатов применения разработанных материалов в процессе обучения;
- формат итогового отчета для учителей, который будет подготовлен после пилотного тестирования.
Данные документы согласованы с соответствующими органами образования пилотных регионов.
Проведено обучение преподавателей, участвующих в процессе тестирования программы, в каждом пилотном регионе. Обучение направлено на объяснение целей и ожидаемых результатов обучения по программе бюджетной грамотности, а также на презентацию программы, учебных и методических материалов, разъяснение целей, задач и требований к пилотированию Программы, учебных и методических материалов. В процессе пилотирования оказана текущая организационная и методическая помощь преподавателям, участвующим в пилотном тестировании.
Впоследствии будут организованы визиты в учебные заведения, в которых осуществлялось обучение преподавателей, с целью мониторинга. Будет проведена оценка результатов пилотирования.
Сюжет о пилотировании в Республике Башкортостан можно посмотреть по ссылке.