- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Трансформация социально-трудовых отношений
Новые подходы к развитию экономики неразрывно связаны с качественными преобразованиями в основном отношении - отношении между капиталом и наемным трудом. Перед обществом поставлены приоритетные цели, которые состоят в создании условий для оживления российской экономики в период после кризиса, повышении её конкурентоспособности и росте производительности труда на основе модернизации и инновационного развития. В результате должна быть обеспечена стабильная занятость и развитие эффективной инфраструктуры рынка труда, подготовка квалифицированной рабочей силы, безопасность рабочих мест, социальная защита населения и повышение уровня жизни трудящихся. На реализацию этих целей направлена отработка цивилизованного и эффективного механизма урегулирования трудовых отношений.
Между тем современный период развития нашей страны характеризуется обострением социально-трудовых отношений.
Участились случаи произвола работодателей по отношению к своим сотрудникам. Если до кризиса работодатели были заинтересованы в привлечении новых сотрудников, шли на повышение заработной платы, то в условиях кризиса положение изменилось. Все чаще работодатели стали идти на нарушение и ущемление прав работников. В тех организациях, где прошли сокращения, работники отмечают увеличившийся объем работы при той же или даже более низкой заработной плате. Довольно часто наблюдаются попытки преодоления экономических проблем – как предприятия, так и целой отрасли – за счет экономии на работниках, в том числе за счет задержки заработной платы. При этом сознательное занижение фонда оплаты труда в открытую признается главным способом достижения экономической эффективности существенной части российских предприятий.
Многие работодатели стремятся избежать выплаты выходного пособия при сокращении персонала и разными способами вынуждают работников писать заявления об увольнении по собственному желанию. Здесь применяется и перерегистрация предприятия, и переезд организации на новое место, и ухудшение условий труда, и различные угрозы со стороны работодателей. О несоблюдении трудовых прав свидетельствуют десятки тысяч жалоб граждан, звонивших на горячую линию трудовой инспекции.
С ноября 2008 года Генеральным прокурором России утверждена Программа действий органов Прокуратуры РФ в условиях экономического кризиса. Приоритетными направлениями прокурорского надзора являются защита социальных прав граждан и противодействие экономическим правонарушениям, бесплатная правовая помощь населению. Организован мониторинг складывающейся ситуации, проводятся проверки соблюдения работодателями конституционных прав граждан на своевременную выплату заработной платы, законности увольнения работников, обеспечения работодателем предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудовых договоров. С 2008 года действует Соглашение между Генеральной прокуратурой и Федерацией Независимых Профессиональных Союзов России о взаимодействии и сотрудничестве, которое предусматривает обмен информацией о нарушениях прав граждан, сотрудничество по вопросам совершенствования законодательства о защите трудовых прав работников. Инспекция по труду при участии профсоюзов выявили тысячи нарушений трудового законодательства, которые связаны с недоплатами, невыплатами сверхурочных или полагающихся по закону надбавок, нарушениями закона при увольнении. В результате людям возвращены миллионы рублей.
Обострение противоречий между работниками и работодателями проявляется в самых разных формах – от все более популярной «итальянской» забастовки до бессрочной забастовки. Помимо этого используются митинги, пикеты, коллективные обращения и голодовки. Широкую известность получил конфликт в Пикалево Ленинградской области, безработные жители которого перекрыли федеральную трассу, протестуя против закрытия предприятий. В урегулирование конфликта вмешался лично премьер-министр В. Путин, который назвал причиной остановки заводов разногласия собственников. Он заставил собственника принять меры по запуску предприятий. Кроме этого были выделены государственные средства на обеспечение работы предприятий и выплату задолженности по заработной плате.
Объявили голодовку рабочие Алтайского тракторного завода «Алттрак», который был остановлен в г. Рубцовске. Рабочие требовали возобновить работу предприятия и выплатить задолженность по заработной плате, которая составила более 100 млн. рублей. В Свердловской области водители и кондукторы общественного транспорта г. Серова начали забастовку из-за сильной задержки заработной платы.
Акции протеста независимых профсоюзов российских автозаводов против увольнений и преследований лидеров профсоюзных объединений прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Таганроге и Калининграде. Более чем в 20 городах России весной 2010 года боролись за свои права авиадиспетчеры.
Всколыхнули борьбу трудящихся за свои права трагические события в Кузбассе. Во многих городах России, включая Москву, прошли митинги в поддержку шахтеров. Правительство и региональные власти выделили средства на оказание помощи пострадавшим в результате аварии и семьям погибших. Было проведено расследование причин взрыва на шахте, отстранено от работы руководство шахты, внесены изменения в законодательство о контроле за соблюдением техники безопасности на производстве, принято решение об увеличении фиксированной части заработной платы шахтеров до 70 %, повышен общий уровень заработной платы. Особое значение было придано ответственности собственников предприятий за состояние условий труда, увеличении взносов на страхование работников.
В то же время работодатели под предлогом преодоления последствий кризиса и перехода к модернизации экономики активизировали свою деятельность по наступлению на права трудящихся. Так, довольно широкую поддержку среди предпринимателей (40 % опрошенных) получило предложение М.Прохорова ускорить и удешевить процедуру увольнения сотрудников путем внесения поправок в Трудовой Кодекс и разработки методов защиты работодателей от недобросовестных работников [1,c.4]. Свое предложение он аргументировал тем, что в 2009 году 13,5 миллионов занятых (19,3 %) имели доходы ниже прожиточного минимума, а еще 6,5 миллионов работников (9,3 %) имели доходы в интервале 100-115 % от прожиточного минимума. Из этого он делает вывод о том, что «работающие бедные» - это плохие работники, которые безответственны, имеют низкую трудовую дисциплину, не хотят учиться и повышать свой профессионализм. Поддержание высокой формальной занятости за счет низкой оплаты труда, по мнению М.Прохорова, препятствует реструктуризации экономики, высвобождению неэффективных работников, повышению производительности труда. Указывая на то, что 20 % российского рынка труда (около 12 миллионов человек) составляет неформальная занятость, а привычными бессрочными договорами регулируются отношения свыше 89 % трудящихся, он говорит о необходимости изменения трудового законодательства с тем, чтобы оформлять современные виды трудовых отношений, включая дистанционную занятость. Наряду с этим предлагается упростить перевод работников на другую работу в связи с технологическими изменениями, поскольку в настоящее время эта процедура представляется излишне «зарегламентированной».
Также М.Прохоров предложил скорректировать нормы труда и отдыха, предоставления льгот и компенсаций работников, считая их существенно завышенными по сравнению с аналогичными нормами в законодательстве стран ОЭСР.
Бурную дискуссию в обществе вызвали предложения РСПП об увеличении продолжительности рабочей недели до 60 часов, существенном расширении сферы применения срочных трудовых договоров, упрощении и удешевлении для работодателей процедуры увольнения сотрудников, сокращении гарантий для совмещения работы с учебой [2,c.5]. Под лозунгами о модернизации, инновациях, свободном выборе скрываются попытки фактического отказа от оплаты сверхурочных, реальное противодействие борьбе с безработицей.
Однако данные предложения вызвали резкую критику профсоюзов, парламентских партий и не нашли поддержки у руководства страны. Как президент, так и премьер-министр высказались о недопустимости подменять модернизацию экономики усилением эксплуатации работников. Было подчеркнуто, что основной причиной сокращения численности работников на предприятии может быть только модернизация производства, его техническое перевооружение. В этом случае необходимо дать возможность людям заранее повысить квалификацию, получить другие профессии и найти новую работу [3,c.2].
Особо следует остановиться на роли профсоюзов в нашей стране, которые призваны выражать интересы и защищать права трудящихся. С одной стороны, опираясь на формальные критерии, можно сказать, что профсоюзное движение в России вполне развито – объединяет миллионы людей. По критерию охвата трудящихся профсоюзами Россия сравнима с наиболее развитыми в этом отношении европейскими странами.
Самым крупным профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) с численностью 28 млн. человек. Федерация объединяет 47 отраслевых профсоюзов, её первичные организации есть во всех регионах страны, но за последние годы численность ФНПР снизилась на 10 миллионов человек. Также следует сказать о Конфедерации труда России, которую составляют три отраслевых профсоюза, объединяющие 800 тысяч человек, и об Объединении профессиональных союзов России (Соцпрофе), возникшем как альтернатива ВЦСПС в 1989 году и насчитывающем 500 тыс. человек. На арене профсоюзной деятельности также действуют Национальное объединение российских профсоюзов, Межрегиональная конфедерация объединений профсоюзов России, Конгресс российских профсоюзов, Российское объединение профсоюзов «Солидарность» и др. Альтернативное профсоюзное движение сначала возникло на предприятиях с иностранным капиталом («Форд», «Нестле», «Кока-кола»), затем распространилось и на другие предприятия. Альтернативные профсоюзы редко охватывают весь персонал предприятия, они сравнительно малочисленны по составу и не принимают в свои ряды руководителей.
С другой стороны, профсоюзное движение в России не достаточно активно, в значительной степени забюрократизировано и не отличается сплоченностью.
В настоящее время можно говорить о разных типах деятельности профсоюзов. Значительная часть из них сосредоточена, в основном, на социальных функциях и выступают в качестве социального отдела и отдела по работе с персоналом. Другие нашли общий язык с руководством предприятия, проводят его политику среди работников. Сейчас профком на большом предприятии, прежде всего, осуществляет связь трудового коллектива с руководством. Это такой орган, с которым согласовываются изменения в графике работы, увольнения, сокращения в коллективе.
Но существуют и такие предприятия, на которых профсоюз находится в явной конфронтации с работодателем, выдвигает требования по установлению справедливости при оплате труда, улучшению его условий, соблюдении техники безопасности. Это, в основном, альтернативные профсоюзы. Они проводят митинги, забастовки, пикетирование. В этом случае на профсоюзных активистов оказывается давление, они подвергаются преследованиям, их увольняют с предприятия. В ряде случаев такая борьба сопряжена с риском. Так, избит глава профсоюза петербургского завода General Motors, дважды подвергался нападениям лидер профсоюза завода Ford во Всеволжске, получал угрозы заместитель председателя профсоюзов докеров в Туапсе, сфабриковано уголовное дело по распространению наркотиков на лидера одного из предприятий компании «Алроса» и другие.
Руководство предприятий препятствует организации профсоюзов. Были случаи, когда работники решали создать профсоюз, но наталкивались на сопротивление администрации. В ход пускались угрозы снижения заработной платы, отмены премий, бонусов, увольнения, делались попытки подкупа профсоюзных лидеров. В результате профсоюзные организации распадались.
В настоящее время профсоюзное движение не отличается особой активностью. Российские свободные профсоюзы организовали в ряде городов страны - Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти - митинги под лозунгами «Рабочие не должны платить за кризис!», «Нет сокращениям!», «Нет приватизации прибыли и национализации убытков!» и др. Однако в этих митингах участвовало только несколько сотен человек. В основном же профсоюзы участвуют в переговорах по сокращению персонала, следят за тем, чтобы сокращения проводились по закону и соблюдались условия выполнения коллективных договоров по справедливой оплате труда, соблюдению режима труда и отдыха, а также правил техники безопасности. Если раньше они требовали повышения заработной платы, то сейчас их главной целью является избежать сокращений.
На дальнейшую судьбу профсоюзов существуют две противоположные точки зрения. Одна из них состоит в том, что во время кризисов рабочим не до организации профсоюзов и борьбы за свои права, они сосредоточены на выживании, удовлетворении элементарных потребностей. Многие предпочитают решать свои проблемы в частном порядке. Люди пассивны, гражданское общество в России не развито, каждый думает только о себе. Когда все вокруг неустойчиво, общество не способно к консолидации и организации гражданских институтов. Люди не видят необходимости в профсоюзе, если можно персонально договориться с начальником, сменить работу или обратиться в суд.
Профсоюзное лидерство – не самый перспективный с точки зрения карьеры путь для способного молодого человека. Усилия, если действительно активно заниматься профсоюзной деятельностью, значительны, результаты же весьма скромны, а иногда и опасны. Большинство активистов в профсоюзах – люди пожилые, давно работающие в профсоюзных структурах. Они уже не могут измениться и начать работать по-новому. Поэтому многие работники выходят из состава профсоюза, а на вновь создаваемых предприятиях профсоюзные организации, как правило, не организуются.
Другая точка зрения состоит в том, что профсоюзное движение в России будет развиваться. Профсоюзная активность в последнее время связана, прежде всего, с изменением менталитета самих трудящихся. Люди стали грамотнее, разбираются в особенностях трудового законодательства. Изменился и круг вопросов, которыми занимается профсоюз. Так, на Магнитогорском металлургическом комбинате в Челябинской области профсоюз принял активное участие в разработке антикризисной программы предприятия. Была усилена правовая защищенность работников, достигнуто соглашение об увеличении оперативности рассмотрения спорных и проблемных вопросов с администрацией. Профсоюз организовал консультации по правовым вопросам, публикации в местной печати. В результате предприятию удалось сохранить трудовой коллектив, избежать серьезных социальных потрясений и конфликтов.
В то же время, когда «традиционная» Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) и «Единая Россия» договорились о том, что на время кризиса следует объявить мораторий на изменения в законодательстве, свободные профсоюзы и «Справедливая Россия» согласовывают поправки в Трудовой Кодекс. Целью является повысить степень защиты прав трудящихся и расширить права профсоюзов. По этому поводу в январе 2009 года в Государственной Думе прошло объединенное заседание свободных профсоюзов и депутатов ГД. В заседании приняли участие представители практически всех свободных профсоюзов страны – Всероссийской конфедерации труда, Конфедерации труда России, Соцпрофа, объединения рабочих профсоюзов «Защита Труда», профсоюзов авиадиспетчеров, докеров, моряков, горняков и др. Профсоюзы и депутаты договорились о следующих направлениях поправок в ТК: расширение права профсоюзов на переговорах, упрощение процедуры коллективных трудовых споров (в том числе забастовок), пролонгацию коллективных договоров, обеспечение права трудящихся на информацию о положении предприятия (ключевой момент во время кризиса), ограничение сверхурочных, установление твердого тарифа в заработной плате (до 60 %), создание фонда переобучения, доведение доли заработной платы в ВВП до 40 %, упорядочение труда иностранной рабочей силы. Это позволит оградить работников от спекулятивных нападок со стороны работодателя, поможет профсоюзам более эффективно защищать права работников. При этом основным инструментом работников будут становиться новые и альтернативные профсоюзы, которые смогут организовать трудящихся на выступления в цивилизованных формах, что позволит решить острые социальные проблемы, создающие угрозу социального взрыва.
В целом же можно сказать, что ФНПР уступило инициативу в решении вопросов трудовых отношений правительству и партии «Единая Россия», что в значительной степени обусловливает снижение её авторитета среди трудящихся. В то же время набирают силы альтернативные профсоюзы. Их значение возросло после проведения ряда забастовок с требованием повышения заработной платы на предприятиях «Форд», «АвтоВАЗ», «РУСАЛЛ», на РЖД, которые привели к удовлетворению этих требований. При этом альтернативные профсоюзы практически не подконтрольны ФНПР, а связаны с международными профсоюзными организациями, что позволяет им выходить на мировые СМИ и находить поддержку в борьбе за свои права.
В конце 2010 года в Доме Правительства РФ состоялось подписание 11 Генерального Соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2011-2013 годы [4,c.8]. Наряду с мерами по ликвидации негативных последствий экономического кризиса и обеспечению устойчивого экономического развития в Соглашении предусмотрен ряд мер по регулированию трудовой сферы. Ставится задача разработки программы достойного труда в рамках подхода, сформированного МОТ. Основное внимание уделено механизму обеспечения минимального размера оплаты труда, оптимизации с учетом вида экономической деятельности и специфики производства доли основной части заработной платы в общем фонде заработной платы организации. Подчеркивается необходимость учета в оплате труда стоимости воспроизводства рабочей силы при переходе к новой нормативно-методологической основе определения величины прожиточного минимума в РФ и регионах. Достигнута договоренность об индексации заработной платы. Поставлена задача совершенствования системы нормирования труда. Основным условием повышения заработной платы стороны соглашения признают формирование спроса на квалифицированную рабочую силу, эффективные рабочие места с высокой производительностью и качеством труда, безопасными условиями труда и достойной заработной платой.
Также признается необходимым улучшение качества рабочей силы и развитие её профессиональной мобильности. С этой целью в сфере подготовки кадров принята ориентация на рекомендации МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов и подготовки кадров», поставлена задача формирования системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах. Намечены меры по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материально-технической базы и образовательных программ учебных заведений профильного профессионального образования.
Важное место отводится совершенствованию правового регулирования в сфере труда и занятости, разработке мер и механизмов по защите материальных прав работников в случае несостоятельности (банкротства) работодателя, а также в случае неплатежеспособности организации. Особый упор сделан на механизмах поддержки занятости населения при проведении реструктуризации экономики моногородов и монопрофильных населенных пунктов, диверсификации в них структуры занятости.
Значительное внимание уделено развитию системы информированности населения о рынке труда, эффективности государственной политики и качества государственных услуг в сфере занятости, повышению качества и расширения доступности официальной статистической информации по вопросам труда с целью стимулирования внутренней территориальной мобильности трудовых ресурсов и повышения эффективности внешней трудовой миграции на основе квотирования. Программа содействия занятости уже охватила четыре с лишним миллиона человек, на восстановление рынка труда в 2011 году будет потрачено еще 105 млрд. рублей [5].
Каковы же перспективы развития трудовых отношений в предстоящий период? Ситуация такова, что безработные разобщены и социально пассивны, не способны к объединению, занятые озабочены своими личными интересами, увольняемые могут проводить только локальные протесты, профсоюзы, в основном, не отличаются активной позицией, отсутствует реальная сплачивающая сила. Данная ситуация способствует активизации работодателей в ущемлении прав трудящихся, нарушениях трудового законодательства, произволу по отношению к работникам. В этих условиях к урегулированию социально-трудовых отношений между работниками и работодателями подключились правительство, Государственная Дума, региональные и местные органы власти, которые и взяли инициативу в свои руки. Их главная задача состоит в снижении социальной напряженности и предотвращении активных социальных протестов. Это свидетельствует о том, что в сфере трудовых отношений еще не удалось далеко отойти от патернализма, что еще не заработал в должной степени общественный механизм их регулирования.
В то же время повышается правовая грамотность трудящихся, происходит определенный рост их самосознания, увеличивается число обращений в судебные инстанции в случаях нарушения работодателями трудового законодательства, в критических ситуациях трудящиеся уже начинают объединяться и организованно отстаивать свои интересы. Определенные надежды связаны с новыми профсоюзами. Но в целом, следует сказать о том, что путь к обществу, где трудящиеся активно и организованно участвуют в социально-трудовых отношениях, еще довольно долог и труден.
Источники:
[1] http://www.dp.ru/a/2010/04/21/ Rabotodatelei
[2] http://рспп.рф/ position/section/2010
[3] Выступление Путина В.В. на УП съезде ФНПР- http://www.fishnews.ru/mag/articls/8818
[4] 11 Генеральное Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2011-2013 годы- http://base.consultant.ru/cdi/online.cdi
[5]http://www.vesti.ru/doc.html?id=420056