Институт бюджетных решений
  • О нас
  • Услуги
  • Проекты
  • Клиенты
  • Экспертное мнение
  • Семинары
  • Контакты
Тел.: +7 (499) 390-0466
Задать вопрос
География наших проектов
Новости
  • Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
  • Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
  • Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
  • Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
Все новости
Наши проекты
  • Техническое содействие Министерству финансов Кыргызской Республики в улучшении процедур планирования и исполнения бюджета, усилении координации и повышении прозрачности
  • Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
  • Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
  • Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
Все проекты
Полезные материалы
  • Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
  • Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
  • Нужно ли что-то менять?
  • Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Все материалы
Главная / Экспертное мнение / Разрешить нельзя запретить

Разрешить нельзя запретить

Валентина Крауш, заместитель директора ИБР

Материал опубликован в газете Вести образования № 7(103), 2008 – здесь представлена авторская версия

Принуждение альтернативно-одаренных индивидов к отправлению религиозных культов приводит, согласно русской народной пословице, к черепно-мозговым травмам. Несмотря на это, мы добились своего (мы, которые хотели от государства разрешения рассказывать в школе про религию).

Добивались отчаянно. Читатель, несомненно, в курсе острых дискуссий, помнит Письмо академиков, заявления Президента, и прочие вехи «борьбы за души наших детей». Наконец, озвучена официальная позиция, которая не может не радовать верующих - 21 марта 2008 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина сказал, что «отсутствие образования в области религиозных культур, особенно среди молодых людей, может, к сожалению, приводить к фанатизму в неприятии других людей».

А раз отсутствие может приводить, следовательно необходимо присутствие. «При этом приходящие к детям взрослые должны быть свободны от фанатизма, они должны быть очень уважительны по отношению к другим людям, и тогда может преподаваться любой курс, если он "открывает двери" в мир, а не закрывает их» - добавил Калина.

Если требуется присутствие курса, который открывает двери в мир, то регионы, как всегда, готовы к реформе! Например, В Воронежской области есть опыт преподавания «Основ православной культуры», в том числе в младших классах. О практике рассказывает правовой советник Межрегиональной Правозащитной Группы - Ольга Анатольевна Гнездилова:

«Всего, по данным Главного управления образования Воронежской области, ОПК изучают около 4800 школьников. Также, по их данным, отсутствуют обращения родителей по поводу данного предмета.

В настоящий момент, педагоги Воронежской области пользуются методическими рекомендациями, разработанными Центром Духовно-нравственного воспитания Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. По нашим сведениям, в разработке документа не участвовало ни одного культуролога.

Рекомендации выпущены по важному вопросу, и, в тоже время, они не проходили экспертизы, потому что адресованы педагогам, а не детям.

На наш взгляд, рекомендации освещают вопрос несколько «однобоко». Наши эксперты подтверждают, что, например, Крещение Руси показано неправильно, создается впечатление, что оно было добровольным и проходило без жертв. Пишут о Дне ангела, святой воде и о том, что Николай чудотворец покровительствует школьникам...

Возможно, все это – основы православной культуры. Однако, православная вера позиционируется, как вера русского народа, что неприемлемо в многонациональной стране. В рекомендациях много негативных высказываний в адрес язычников и татар. Особенные опасения вызывают татары – как должны себя чувствовать современные татарские дети?

Преподавание предмета подразумевает деление класса на группы, предмет делит маленьких граждан на «православных» и «неправославных», в то время как российскому обществу сегодня как никогда нужно единение».


Вот такие перегибы на местах. Тем временем, Уполномоченный по правам человека в РФ пишет в своем отчетном докладе:
«В 2007 году Европейский Суд по правам человека в рамках дела «Фольгере и другие против Норвегии» рассмотрел обращения родителей, возражавших против обязательного преподавания в норвежских начальных школах предмета, предполагавшего изучение христианства и религиозной философии. Европейский Суд признал включение этого предмета в обязательную программу норвежских школ неправомерным и нарушающим Конвенцию о защите прав человека и основных свобод»

А в регионах идут образовательные форумы. В Перми, в Екатеринбурге, в Воронеже вот скоро будет. На таких форумах собираются сотни представителей от религий и государства, а также независимые и аффилированные эксперты и обсуждают с серьезными лицами «Как нам обустроить Россию». Это эффективный кризисный пиар. У нас научились делать клапаны, чтобы острота дискурса не доходила до бития морд.

Неплохо. Опыт организации эффективной коммуникации освоен властью и хорошо применяется. Более того! Это работает: в августе 2007 года на форуме в Перми сформулировали «поручение власти» - в апреле 2008 года власть в лице Министерства образования на форуме в Екатеринбурге по поручению отчиталась. И даже эффект есть, говорят.

В результате проведенного мероприятия, по словам Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, «прекратились односторонние шаги как со стороны чиновников от образования, так и со стороны представителей религиозных организаций». И начался эффективный диалог, по результатам которого в Перми решили, что не "местечковое" это дело - учебные курсы разрабатывать, пусть Министерство образования занимается.

И так все хорошо и ладненько. По православному.

 

Вход для сотрудников
© 2010-2025 ИБР. Все права защищены. Тел.: +7 (499) 390-0466. Эл.почта: info@budget-solution.ru
Отмена