- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Проблемы системы финансирования государственных дошкольных учреждений в Республике Узбекистан
Март 2012 года
В Узбекистане учредителями государственных дошкольных учреждений могут быть четыре вида субъектов (см. Схему 1), также в Узбекистане действуют частные детские сады. Это обуславливает многообразие факторов, влияющих на доступность дошкольного образования в стране, и оказывает серьезное влияние на равномерность финансового обеспечения дошкольного образования.
Схема 1. Учредители государственных дошкольных учреждений в Республике Узбекистан
С 1 января 2008 года в Узбекистане начат эксперимент по переводу на новый порядок бюджетного планирования и финансирования расходов детских дошкольных учреждений[1] в Бухарской, Ферганской областях и г. Ташкенте, исходя из базовых нормативов затрат на 1 ребенка[2]. В 2009 году новый порядок распространяется на учреждения Наманганской, Сырдарьинской и Хорезмской областей, проведена реструктуризация малокомплектных учреждений[3]. С 2010 года подушевое финансирование государственных дошкольных учреждений распространено на всей территории республики[4].
Переход к нормативному подушевому финансированию учреждений дошкольного образования в Республике Узбекистан уже должен был начать изменение ситуации в сфере дошкольного образования к настоящему моменту. Как показывает общемировая практика, при переходе к подушевому финансированию, существующие диспропорции в финансовом обеспечении постепенно сглаживаются.
Однако переход к подушевому финансированию в сфере дошкольного образования может иметь не только положительные, но и отрицательные эффекты. Прежде всего, это касается сельских государственных дошкольных учреждений.
Возможные эффекты при переходе к подушевому финансированию государственных дошкольных учреждений связаны с двумя основными факторами:
1. Методические подходы, которые были использованы при разработке правил подушевого финансирования;
2. Фактическое финансовое обеспечение установленных нормативов. Связано с наличием бюджетных средств и применяемыми подходами к учету количества детей на территории.
В странах постсоветского пространства расходы в сфере образования еще со времен СССР были строго нормированы. Это касается количества работников, необходимых для осуществления образовательного процесса, количества часов пребывания ребенка в государственном дошкольном учреждении, наполняемости групп, норм питания, материального обеспечения, требований к площади и оснащению зданий и сооружений и многое другое (например, в СССР действовал норматив, согласно которому размер ячейки в москитной сетке на окне государственном дошкольном учреждении не должен был превышать 2 мм на 2 мм).
При создании современных систем подушевого финансирования в странах Центральной Азии разработчики вынуждены учитывать эти нормы, поскольку они установлены законодательством. В этом случае нормативы, рассчитанные по методу нулевого бюджета, получаются завышенными и корректируются на объем фактических расходов в предыдущие годы. Одним из основных способов решить проблему несоответствия расчетных нормативов объему доступных бюджетных средств является использование при расчетах нормативной наполняемости групп в детских садах, которая, исторически, является завышенной, особенно для сельских государственных дошкольных учреждений.
Именно этот подход и был использован при разработке системы подушевого финансирования государственных дошкольных учреждений в Узбекистане. В тоже время, действующая система содержит разумные ограничения, так, в некоторых случаях, нормативная наполняемость не применяется, а в детских садах, имеющих менее 80 детей дополнительно к расчетным нормативам прибавляются затраты, не связанные с числом детей[5].
Тем не менее, необходимо внимательно изучить применяемую систему подушевого финансирования государственных дошкольных учреждений и выявить:
Вторая группа проблем касается фактического финансового обеспечения установленных нормативов. Устанавливая финансовые нормативы в сфере образования, государство берет на себя обязательства по финансированию обучения каждого ребенка в стране в соответствии с этими нормативами. Однако, на практике, государство не всегда располагает бюджетными ресурсами, необходимыми для финансового обеспечения всех детей в равной мере.
Часть расходов дошкольных организаций покрывается за счет родительской платы. Плата за содержание детей в государственных дошкольных учреждениях вносится родителями на счета, открытые в банковских учреждениях, в установленном порядке и вместе с бюджетными средствами, направляется в целевом порядке на улучшение обеспечения воспитанников питанием. Родители детей из малообеспеченных семей освобождаются от внесения платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях в пределах 15% от общего числа воспитанников. Размер родительской платы индексируется вместе с минимальной заработной платой, поэтому регулярное повышение минимальной заработной платы правительством ухудшает положение малообеспеченных и многодетных семей.
В Узбекистане государственные дошкольные учреждения финансируются из местных бюджетов, а также из бюджетов государственных предприятий и организаций, которые могут быть их учредителями (см Схему 1). Необходимо исследовать систему определения общего объема бюджетных средств, необходимых на обеспечение дошкольного образования на уровне республиканского бюджета и особенности межбюджетных отношений в республике, чтобы определить:
Перечисленные вопросы, на наш взгляд, являются основными для анализа государственной политики финансирования дошкольного образования в Узбекистане. Поиск ответов на поставленные вопросы требует большой работы, которая начата международными экспертами, работающими с проблемами Узбекистана. Будем надеяться, что результатом общей работы будут не только рекомендации, которые обычно готовят эксперты в таких случаях, но и реальное воздействие на развитие системы образования в Узбекистане: повышение доступности дошкольного образования для всех детей.