Институт бюджетных решений
  • О нас
  • Услуги
  • Проекты
  • Клиенты
  • Экспертное мнение
  • Семинары
  • Контакты
Тел.: +7 (499) 390-0466
Задать вопрос
География наших проектов
Новости
  • Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
  • Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
  • Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
  • Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
Все новости
Наши проекты
  • Техническое содействие Министерству финансов Кыргызской Республики в улучшении процедур планирования и исполнения бюджета, усилении координации и повышении прозрачности
  • Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
  • Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
  • Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
Все проекты
Полезные материалы
  • Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
  • Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
  • Нужно ли что-то менять?
  • Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Все материалы
Главная / Экспертное мнение / Качественное образование в моногороде на краю земли: опыт построения муниципальной системы оценки качества образования

Качественное образование в моногороде на краю земли: опыт построения муниципальной системы оценки качества образования

Валентина Крауш, заместитель директора ИБР
 

Муниципальные органы управления образованием традиционно поставлены в ситуацию информационного вакуума в процессе проведения реформ в сфере образования. На федеральном уровне, в первую очередь, разрабатываются рекомендации для федеральных учреждений и региональных органов власти, и только с определенным временным лагом начинают появляться отдельные региональные рекомендации для муниципального уровня. Работа по сбору и анализу муниципального опыта в сфере управления образованием практически не ведется, несмотря на существование большого числа профильных структур (все они заняты обработкой регионального опыта, поскольку эти разработки финансируются в первую очередь).

 В тоже время, непосредственная реализация большинства реформ проводится именно на муниципальном уровне и требует разработки нормативной базы и применения управленческих решений, которые, зачастую, приходится изобретать «на ходу» работникам муниципальных органов управления образованием, несмотря на то, что аналогичный опыт уже имеется в других муниципалитетах. В настоящее время отсутствует постоянно действующая система обмена опытом муниципальных органов управления образованием.

 

Город Муравленко пригласил нас разрабатывать стратегию его развития до 2030 года. Так мы узнали, что город Муравленко находится в двух часах езды на машине от Ноябрьска, но, все-таки, еще не за Полярным кругом. Наши эксперты отправились в этот неблизкий путь, с целью рассказать жителям Муравленко что-то новое и стратегически важное, тщательно отобранное в методических документах различных ведомств и опыте других городов. Однако, на этот раз, нам и самим удалось немного поучиться: в городе Муравленко внедрены все передовые идеи реформы образования на практике.

 

Передовым опытом города Муравленко в сфере управления образованием можно воспользоваться практически по любым вопросам муниципального уровня.

 

Школа ступеней – пожалуйста, все старшеклассники города учатся в отдельном, специально оборудованном здании, по профильным программам. ФГОС НОО - разработана необходимая нормативно-методическая база, определена модель организации внеурочной деятельности и способ ее финансирования («Школа полного дня»). Особенно интересным мне показался опыт построения муниципальной системы оценки качества образования.

 

Деятельность управления образования и подведомственных образовательных учреждений по оценке состояния муниципальной системы  образования  на протяжении последних  лет осуществляется по сформировавшимся основным направлениям:

-     общественно-профессиональная экспертиза муниципальных конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;

-     государственная аттестация, аккредитация и лицензирование образовательных учреждений;

-     государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, включая эксперимент по введению ЕГЭ;

-     статистические наблюдения за состоянием системы образования (ежегодные государственные статистические отчеты;

-     аттестация педагогических и руководящих кадров системы образования;

-     мониторинг Программы развития образования города;

-     мониторинг результатов учебной деятельности образовательных учреждений;

-     проведение конкурсов, олимпиад и других соревнований как для обучающихся, так и для педагогических работников;

-     инспекционные и другие проверки эффективной деятельности образовательных учреждений и  состояния системы образования.

 

Публичные доклады

 

Образовательные учреждения города не только готовят ежегодные публичные доклады, но и занимаются их распространением. Публичные доклады:

-     публикуются сайтах учреждений в сети Интернет

-     размещаются на информационных стендах

-     представляются в форме слайдовых презентаций на публичные слушания в рамках собраний (работников, родителей, учащихся)

-     представляются на советах учреждений

-     издаются в форме сборника и буклета (которые распространяются среди жителей района) 

-     рассылаются по электронной почте

 

Распространение публичных докладов не является самоценной деятельностью, а осуществляется для получения обратной связи. Учреждения получают и обрабатывают предложения по оценке деятельности по итогам года, структуре и качеству представленного доклада, а также конкретным предложениям по совершенствованию деятельности и оформлению итогового документа.

 

Управлением образования города Муравленко издается Ежегодный аналитический доклад «О состоянии и тенденциях развития системы образования города Муравленко». Рекомендую ознакомится с документом, он размещен на официальном сайте Управления образования , документ может быть использован в качестве образца по структуре, содержанию и оформлению.

 Показатели МСОКО

 Муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) города Муравленко содержит 164 показателя с учетом уровней образования и возрастных особенностей получателей образовательных услуг. Приказом Управления образования г. Муравленко на каждый учебный год утверждаются:

 -     показатели муниципальной системы оценки качества образования за учебный год;

-     форма анализа  показателей МСОКО институционального уровня в сопоставлении со среднегородскими за учебный год.

 Формирование показателей МСОКО на основе стратегических и тактических задач развития системы образования способствует динамическому изменению содержания образования. В 2010 году динамический ряд показателей  мониторинга МСОКО составил 6 лет, что позволяет дать объективную оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на муниципальную систему.

 

Необходимо отметить, что Управление образования города Муравленко активно использует программно-целевой метод, что позволяет четко идентифицировать достигнутые и ожидаемые результаты в системе образования города.

 

Система показателей мониторинга регулярно совершенствуется. В настоящее время разрабатываются критерии и показатели МСОКО для дошкольного и дополнительного образования. Деятельность ведется в рамках экспериментальной площадки ФИРО.

 

Проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся позволяет осуществить  рейтингование учреждений по кластерам качества условий, процесса и результата, что позволит оценить состояние  муниципальной системы образования, выявить общие проблемы и проблемы каждого муниципального учреждения.

 

Новые инструменты

 

С целью разработки инструментария для оценки образовательных результатов и проведения диагностических работ на компетентностной основе, Управлением образования города Муравленко были разработаны следующие нормативные документы:

 

-     Регламент проведения муниципальных диагностических работ на компетентностной основе. Данный регламент  устанавливает порядок проведения в общеобразовательных учреждениях города Муравленко муниципальных диагностических работ на компетентностной основе по естественнонаучной грамотности, решению проблем, осознанному чтению и математической грамотности.

-     Положение о муниципальных предметных комиссиях для проведения муниципальных диагностических работ. Целью деятельности комиссии является выполнение работы по подготовке контрольно-измерительных материалов, для проведения муниципальных диагностических работ.

-     Положение о  порядке проведения мониторинга учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях города Муравленко. Мониторинг проводится на муниципальном и институциональном уровнях системы образования должностными лицами Управления образования и учреждений и представляет собой систему сбора, обработки, анализа, хранения, распространения информации о качестве учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях города Муравленко для  выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив по повышению качества учебной деятельности.

-     Регламент   выполнения технического задания для разработки оценочно-измерительных материалов  по учебному предмету. Регламент устанавливает  порядок выполнения и экспертизы  технического задания для разработки оценочно-измерительных материалов  по учебному предмету,  определяет примерные  требования к структуре и содержанию диагностических материалов. Определяет форму оценочного  листа для экспертизы качества разработки оценочно-измерительных материалов.

 

Проблемы и решения

 

В городе Муравленко к работе активно привлекаются органы общественно-государственного управления, которые проводят экспертизу конкурсных материалов, осуществляют общественное наблюдение в ходе ЕГЭ и др. Эксперты управления образования отмечают существенную проблему, которая возникает при практической реализации этого инструмента: не все общественные эксперты готовы к оценочной деятельности в области образования. Требуется система мер по подготовке общественных экспертов к оценке качества образования и повышению их компетентности.

 

Вторая проблема связана с неупорядоченностью информационных потоков в сфере образования на уровне города. В России существует избыточная система показателей статистической и ведомственной отчетности: педагогические кадры, воспитанники детских садов, выпускники школ,  дети группы «риска» и так далее, однако эффективное использование этой информации крайне затруднено – отсутствует едина база данных. В настоящее время в городе разрабатывается информационная модель муниципального банка данных по разным элементам системы оценки качества образования.

 

Третья проблема связана с интерпретацией результатов образовательной статистики. В конце марта в ФИРО был проведен Круглый стол «Статистика сфер образования и культуры в Российской Федерации». Участники неоднократно отмечали, что имеется неудовлетворенный запрос на аналитическую информацию, которая, на основе статистических индикаторов, отражала бы реальную ситуацию в образовании. На муниципальном уровне ситуация такая же, как и на федеральном: даже при наличии баз данных, не всегда применяются адекватные аналитические инструменты для интерпретации результатов. В городе Муравленко профессиональный уровень экспертов Управления образованием позволяет решать эту проблему, однако другим муниципальным образованиям требуется методическая поддержка в этом вопросе.

 

Где списать?

 

Опыт Управления образования г. Муравленко по управлению изменениями в системе образования малого города на основе муниципальной системы оценки качества образования был представлен на:

 

-     Ямальском инновационном форуме, выступление «Достижение нового образовательного результата: муниципальная система оценки качества образования г. Муравленко» (2010 г.) 

-     Окружном семинаре «Вопросы организации школы ступеней. Из опыта работы Многопрофильного лицея г. Муравленко», выступление «Муниципальная система оценки качества образования как инструмент управления образовательным результатом» (2010 г.).

-     Региональном конкурсе на лучшую модель муниципальной системы оценки качества образования (ноябрь 2010 г.).

 Управлением образования г. Муравленко также подготовлен сборник материалов «Формирование и развитие муниципальной системы оценки качества образования в системе образования города Муравленко».

 В завершение статьи хочу выразить огромную благодарность сотрудникам Управления образования города Муравленко и лично начальнику управления Марине Владимировне Кравец  за полученные знания и удовольствие от совместной работы.

Вход для сотрудников
© 2010-2025 ИБР. Все права защищены. Тел.: +7 (499) 390-0466. Эл.почта: info@budget-solution.ru
Отмена