- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
БЮРОКРАТИЯ НЕ ВЫДЕРЖИТ КОНКУРЕНЦИИ С АДХОКРАТИЕЙ
май 2012
Элвин Тоффлер[1] еще в 70-х годах ХХ века убедительно доказал, что в мире, где темп изменений постоянно ускоряется, такая система управления, как бюрократия, более не актуальна. Новая система управления, способная решать задачи в новых условиях – это адхократия.
Что это такое? Термин адхократия происходит от латинского ad hoc – «для этого», «применительно к этому», (специально) для этого случая, для определенного случая – поясняет нам д.ф.н., проф. П.С. Гуревич[2], научный редактор издания труда Элвина Тоффлера «Шок будущего» в России. Значению научного труда Э. Тоффлера в ХХI веке и посвящена эта статья.
В современном мире, в отличие от времен Тоффлера, уже никого не удивляет, что существует проектный менеджмент. Основы управления проектами теперь изучают практически все студенты, выбравшие менеджмент своей специальностью. Проект, для целей нашей статьи - это когда люди собираются вместе, чтобы решить вполне определенные задачи, за определенный промежуток времени. Соответственно, проектный менеджмент – это управление проектом и людьми, вовлеченными в реализацию этого проекта.
Существенное отличие проектных команд от функциональных ведомств и подразделений традиционной бюрократической организации состоит в том, что первые, по своей сути, являются временными, тогда как вторые рассчитаны на постоянное существование.
Э. Тоффлер убедительно доказывает в своей книге, что «типично бюрократическое устройство идеально приспособлено для решения рутинных проблем с умеренной скоростью»[3]. А мир стал настолько быстрым, что мы больше не можем позволить себе такую роскошь, как решать проблемы с умеренной скоростью. Поэтому нам необходимо создать такую систему управления, которая позволит решать проблемы с той же скоростью, с которой они возникают. Систему, скорость работы которой будет не меньше, чем темп изменений в мире.
Темп современной жизни, кстати, не позволяет мне долго пересказывать книгу Тоффлера – если вы заинтересуетесь – вы прочтете ее самостоятельно. Поэтому, перейдем к главному, и если кому-то покажутся безосновательными сделанные выводы, пусть сначала ознакомиться с обозначенным трудом, а уже потом обрушивается с критикой. Не будем напрасно тратить время.
«Каждая эпоха создает форму организации, соответствующую ее собственному темпу жизни»[4]. Тоффлер предсказал, что в будущем (напоминаю, он писал в 70-х, и наше время – это как раз то будущее, о котором писал Тоффлер), в будущем «проблемы будут решаться оперативными структурами»[5], создаваемыми из относительно незнакомых людей разных профессий, и главным принципом объединения этих людей в команду будут их профессиональные навыки и способность совместными усилиями решить проблему.
Как футуролог и социолог, Э. Тоффлер исследовал все эти изменения систем управления и ускорение темпа жизни с точки зрения их воздействия на общество в целом и на людей. Как специалисту по государственному управлению, мне интересно, как это знание можно применить для совершенствования систем управления в общественном секторе.
Одной из основных проблем системы государственного управления в современном мире является неспособность этой системы успеть за темпами экономических изменений.
Пример. Когда на рынке труда возникает спрос на новых специалистов, которых еще никто не учит, бизнес начинает учить этих специалистов самостоятельно, прямо в процессе производства. Очень часто это связано с высокими издержками, поэтому бизнес начинает посылать сигналы государству и системе образования: «Нам нужен новый специалист! Подготовьте его, мы примем участие в оплате его подготовки, мы трудоустроим его! Только, пожалуйста, подготовьте его, ведь у вас есть целая налаженная система обучения специалистов!». Система образования – это передовая отрасль. В ней всегда находятся люди, готовые к инновациям, администраторы, способные услышать сигнал бизнеса. Что происходит далее? Администратор государственного образовательного учреждения обосновывает необходимость открытия новой специальности для Министерства образования и науки. Но, чтобы открыть новую специальность и выдавать диплом государственного образца, нужен новый образовательный стандарт. Идет разработка нового образовательного стандарта, затем его утверждение в установленном порядке (этот процесс занимает около 2-х лет). Затем, государственное образовательное учреждение выбивает бюджетные деньги на будущий финансовый год, чтобы объявить конкурс (еще год) и набрать студентов, которые захотят учиться этой новой специальности. Приходят студенты. Процесс их обучения занимает от 2 до 5 лет. Таким образом, с момента получения запроса от бизнеса до момента выпуска нового специалиста государственной системой образования проходит, как минимум, 5 лет. За это время, в современном мире, специальность устаревает, а спрос на нее – пропадает или значительно снижается.
Подобные ситуации происходят не только в государственной системе образования. Даже частные (некоммерческие) учебные заведения не успевают удовлетворять потребности бизнеса, потому, что государство не разрешает выдавать дипломы по тем специальностям, по которым не существует стандартов.
Поэтому, так возросло в современном мире значение систем повышения квалификации, систем обучения взрослых, краткосрочных курсов и тренингов. Потому что тренинг или курсы позволяют быстро сформировать востребованного специалиста из подходящего кандидата. А для трудоустройства востребованного специалиста не нужен государственный диплом. Нужно, чтобы его знания и навыки соответствовали требованиям работодателя.
В приведенном примере мы видим, как бюрократическая система не успевает удовлетворять потребности бизнеса. Так происходит потому, что успешный бизнес уже давно перешел к новым, проектным системам управления. Даже крупные фирмы, по сути еще бюрократические, в большинстве своем уже представляют собой много проектных команд, организованных тем или иным образом в единую систему. Поэтому быстро меняющиеся потребности этого бизнеса успевают обслуживать только быстро меняющиеся системы обучения людей. Адхократия успевает за адхократией, а бюрократия – безнадежно отстает.
Поэтому, если мы хотим реформировать систему государственного управления таким образом, чтобы скорость ее работы соответствовала скорости экономических изменений, нам необходимо поменять самый основной принцип государственного управления. Нам придется отказаться от бюрократии, как бы страшно это не звучало.
Как же сделать это? Ведь предлагается крушение всей системы – а это обязательно приведет к хаосу, экономическому кризису, революциям, и прочим кошмарам и ужасам… Очень просто: никто не предлагает крушить, предлагается сменить вектор развития и потихоньку (при бюрократии все происходит потихоньку) двигаться от бюрократии к адхократии в системе управления государством…
Возможно ли это? И как, технически, сменить вектор развития? Думается, что на данном этапе, бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), является чуть ли не единственным механизмом, который может не только повысить эффективность бюрократии, но и инициировать ее глубокое внутреннее изменение.
Однако, в управлении никогда нельзя забывать о людях. Потому что самые лучшие технические решения все равно упираются, в конечном итоге, в человеческий фактор. Поэтому внедрение БОР должно сопровождаться реформами систем оплаты труда в общественном секторе.
Обратите внимание, бюрократия создала системы оплаты труда, такие же стабильные, как она сама: в общественном секторе зарплаты могут быть невысокими, зато регулярными. В период мирового финансового кризиса показалось, что это важно и нужно – обеспечить людей постоянным источником дохода, и многие государства стали создавать рабочие места за счет бюджета, чтобы поддержать население. И, в краткосрочной перспективе, это даже показалось удачным решением[6].
Вглядитесь в процесс глубже. Бюрократия просто защищалась от изменений, пытаясь сохранить саму себя. Мировой финансовый кризис продемонстрировал уязвимость бюрократии, но, пока, она взяла массой. Однако, так не сможет продолжаться долго, и большинство экономистов предсказывает нам дальнейшее углубление кризиса.
В этих условиях мы, тем более, не сможем внедрить бюджетирование, ориентированное на результат, пока не создадим для работников стимулы думать в новой парадигме. А, с точки зрения управления персоналом, есть только два способа создать стимулы: материальная и нематериальная мотивация. Не каждый руководитель способен почувствовать, какие способы психологического воздействия повлияют на работника. Однако каждый разумный человек может выстроить систему оплаты труда таким образом, чтобы заработная плата напрямую зависела от результата работы. А это создаст стимулы для большинства.
Таким образом, для того, чтобы начать движение от бюрократии к адхократии в общественном секторе, надо продолжать и углублять реформы по двум направлениям сразу. Это внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, и реформа системы оплаты труда в общественном секторе.
[1] Alvin Toffler FUTURE SHOCK, 1970 // Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ./Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 557, ISBN 5-17-010706-4. Далее ссылки на данное издание.
[2] Глава 7. Организации: грядущая адхократия, С. 144
[3] Крушение иерархии, С. 160
[4] После бюрократии, С. 165
[5] После бюрократии, С.166
[6] Однако меры, которые помогли Рузвельту в 30-х годах ХХ века, безнадежно устарели, именно потому, что в 30-х бюрократия была системой управления, адекватной темпам изменений, а сейчас – нет.