- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Зачем нужна бюджетная грамотность?
Бюджетная грамотность для старшеклассников – это уникальный учебный курс, разработанный в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка. Особенность данного проекта состоит в том, что впервые создаются системные основы для расширения общественного участия в контроле эффективности бюджетных расходов.
Общественное участие в контроле бюджетных расходов является базовым политическим принципом демократии, который постепенно входит в практику и воплощается в нормативной правовой базе как на международном уровне, так и в России.
На практике участие общественности является процессом, при котором государственные органы или органы местного самоуправления консультируются с представителями общественности в целях включения их проблем, потребностей и ценностей в свои решения, в первую очередь, касающиеся определения приоритетов бюджетных расходов.
Организация этого процесса требует как открытости со стороны властей, так и активного участия со стороны граждан. В настоящее время разработаны различные методы такого взаимодействия - общественные и публичные слушания, консультативные комитеты, общественные советы, фокус-группы.
В современной России опубликованию в форме открытых данных подлежат сведения, содержащие информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Для этого создан Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, как инструмент, обеспечивающий прозрачность и открытость бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетного процесса и финансового состояния публично-правовых образований для общества.
Однако наличие даже самых эффективных процедур взаимодействия и полный доступ к информации – еще не гарантирует активного общественного участия: одной из ключевых проблем является отсутствие у представителей общественности достаточных знаний для понимания предоставляемой информации о бюджете и, соответственно, формирования обоснованных предложений властям.
Анализируя опыт первых публикаций «Бюджетов для граждан», Минфин России пришел к выводу, что для обеспечения участия граждан в обсуждении вопросов бюджета недостаточно публикации бюджетной информации, в том числе в более доступной форме. Гражданам, в особенности молодому поколению, не хватает общего понимания государственной финансовой и бюджетной системы, и поэтому представляется целесообразным с помощью специальных образовательных программ повысить осведомленность граждан в этих вопросах.
Развитие бюджетной грамотности населения призвано решить эту проблему путем предоставления гражданам базовых знаний о бюджете и бюджетном процессе. Эта задача будет реализована через систему образования для обеспечения максимального охвата аудитории. В данном проекте применен на практике системный подход к диссеминации информации. В реализацию проекта вовлекаются учащиеся, их родители и учителя. На этапе пилотной апробации проект будет реализован в 3-х регионах.
Как организован данный проект? Для учащихся разработано учебное пособие и рабочая тетрадь с заданиями, выполнение которых обеспечивает усвоение материала. Учебное пособие содержит 3 раздела (соответствующим образом структурирована и рабочая тетрадь): что и зачем мы платим в бюджет; что и как мы получаем из бюджета; как мы можем повлиять на бюджет.
В первом разделе дана базовая информация об устройстве бюджетной системы Российской Федерации, об источниках доходов бюджета, в том числе о системе налогообложения.
Во втором разделе описываются расходы бюджета: рассказано, какой бюджет за что платит и почему, а также представлены основные принципы управления бюджетными расходами.
Третий раздел посвящен источникам информации о бюджете и существующих механизмах участия граждан в принятии решений. Этот раздел позволяет читателю применить на практике знания, представленные в предыдущих разделах.
Кроме материалов для учеников, разработаны методические материалы для учителей, ии, что особенно важно – для родителей. Не каждый родитель интересуется предметами, которые преподают детям в школе. Поэтому пособие для родителей представлено в меньшем формате – это небольшая брошюра, призванная обеспечить взрослых налогоплательщиков базовой информацией об инструментах реализации их прав.
Учебный курс разработан консорциумом российских компаний: Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования, Центр исследования бюджетных отношений, Институт развития финансовых рынков и Институт бюджетных решений.
С последней информацией о ходе реализации проекта можно ознакомиться на его официальном сайте