- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В современном быстроменяющемся мире умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания. Планирование бюджета является обязательным навыком, необходимым для успешного существования, пусть даже это личный бюджет одного человека. Такие умения принято называть финансовой грамотностью.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения. |
Навыки финансовой грамотности приобретаются и развиваются в течение всей жизни, начиная с раннего детства. Это происходит в процессе познания окружающего мира, наблюдения за поведением взрослых и осуществления каких-либо самостоятельных действий по приобретению и расходованию денег.
Важно, что эти навыки приобретаются в семье, на практике, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Жизненный опыт накапливается при распоряжении полученными или заработанными деньгами. Купив конфету или игрушку, ребенок лишает себя чего-то другого, что он мог бы купить на эти деньги. Ребенок учится осознанию того, что цена одной вещи – это лишение себя чего-то другого, возможно более нужного или важного. С возрастом приходит понимание того, какие расходы являются более важными, необходимыми или даже обязательными.
Однако не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Именно им посвящена данная статья.
Кто находится в трудной жизненной ситуации? В эту категорию мы включаем выпускников детских домов; молодых людей, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; молодых людей из малоимущих семей; молодых людей, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Мы сосредоточимся на проблемах тех, кому от 16 до 23 лет.
Система детских домов (и исправительных учреждений) не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, с кем не поговоришь по душам, карманные деньги отсутствуют, возможности самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами нет. Нет даже возможности научиться покупать билет на общественный транспорт.
Теоретические познания, получаемые в классической форме уроков, не закрепляются на практике. Все это приводит к тому, что, выходя из детского дома, 18-летний подросток оказывается в информационном вакууме среди враждебной финансовой сферы и испытывает шок.
Да, деньги есть: пособия, стипендии, компенсационные выплаты. Даже есть жилье (в некоторых случаях). Но при этом нет навыков, понимания, а самое главное, информации – где взять и как правильно потратить деньги.
Выпускник детского дома выходит в большой мир со следующими проблемами:
- Отсутствие навыков и умений заботы о себе в бытовом плане.
- Отсутствие жилья (либо оно в плохом состоянии, либо приходится жить с родственниками, которые ему не рады)
- Недостаточная профессиональная подготовка к труду, отсутствие навыков взаимодействия с коллегами по принятым в обществе правилам и нормам.
- Отсутствие людей, к которым можно обратиться за помощью или советом (проблема доверия к окружающему миру).
- Отсутствие информации об устройстве общества, его функционировании.
- Дефицит общения, контактов, опыта выполнения социальных ролей, приобретаемых при жизни в семье.
В целом, проблемы, стоящие перед любым гражданином в сфере финансов, условно можно разделить на следующие:
1. Где взять деньги?
2. На что следует тратить деньги, где и как сделать это максимально эффективно?
ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?
Доходы, получаемые гражданином РФ, делятся на: предоставляемые государством (пособия, пенсии, компенсационные выплаты, субсидии); самостоятельно заработанные (сюда же можно отнести и стипендии); полученные даром, либо в наследство.
На момент выпуска из детского дома, уголовно-исправительного учреждения, молодые люди могут иметь на руках, либо иметь право на:
- Алименты от родителей, в том числе лишенных родительских прав (до 18 лет). Данные денежные средства либо расходуются организациями, в которых содержатся несовершеннолетние на их питание, образование и иные нужды либо аккумулируются на счете, открытом на имя ребенка в отделении Сбербанка РФ[1].
- Социальную пенсию по потере кормильца, если они потеряли одного или обоих родителей и еще не достигли 18 лет либо 23 лет и при этом обучаются по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы[2].
- Стипендии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях[3].
- Пособие по безработице ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[4]
- Государственную социальную помощь малоимущим одиноко проживающим гражданам[5].
- Социальный найм жилого помещения вне очереди для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы[6].
- То имущество, которое принадлежало родителям и досталось по наследству, или принадлежит самому подростку
Информация о денежной помощи, которую можно получить от государства, разрозненна. Чтобы ее получить, приходится обращаться в органы соцобеспечения, центр жилищных субсидий, организации, в которых молодые люди получают образование. Т.е. чтобы получить помощь от государства, молодые люди должны знать:
- какую помощь они могут получить;
- куда обращаться за помощью;
- какие документы для этого требуются.
Заработать деньги выпускнику детского дома или лицу, отбывшему наказание в местах лишения свободы или молодым людям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств - сложнее, чем остальным людям. Существующая в обществе стигматизация отсеивает таких лиц еще на этапе рассмотрения резюме, либо при прохождении собеседования при приеме на работу. Опять-таки существует проблема получения информации об имеющихся вакансиях.
И это - только малая часть проблем получения денег, с которыми сталкивается человек с недостатком жизненного опыта в трудной жизненной ситуации…
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ, ГДЕ И КАК СДЕЛАТЬ ЭТО МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНО?
Грамотное расходование денежных средств предполагает планирование личного бюджета, а именно - осуществление следующих действий:
- Планирование доходов будущих периодов;
- Распределение расходов по приоритетности (обязательность, величина, срочность);
- Распределение имеющихся (и будущих) денежных средств по расходам;
- При нехватке ресурсов - минимизация расходов либо замена на более дешевые аналоги;
- При высвобождении ресурсов (планируемом) – осуществление грамотных и эффективных инвестиций
Но, чтобы заниматься этими «несложными» процедурами, нужно сначала узнать ответы на следующие очень простые вопросы:
Кто-то может сказать, что сейчас в Интернете есть вся доступная информация. Тогда ответьте, а как человек без денег, вчера покинувший стены детдома, может получить доступ в Интернет?! |
КАК МЫ МОЖЕМ ПОМОЧЬ ПОДРОСТКАМ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМИ ПРОБЛЕМАМИ?
Дать теоретические знания, т.е. объяснить, что такое деньги, где их берут, научить планировать бюджет и дать список ближайших отделений банков, органов соцзащиты и других важных мест, куда следует обращаться в разных случаях.
Например, в 2011 году эксперты ИБР по заказу ЮНИСЕФ Россия подготовили познавательную книгу о планировании личного бюджета и возможностях участия в принятии решений для школьников – «Взрослые секреты про деньги».
Неплохим опытом для подростков может стать обучение на практике, learning by doing. Это участие в тематических молодежных лагерях и выездных форумах, деловые игры, посвященные разбору конкретных ситуаций.
Например, летом 2011 года в Краснодарском крае была организована работа молодежной смены “Территория развития”. Участниками “Территории развития” стали подростки от 14 до 17 лет из разных регионов России - победители Всероссийского конкурса молодежных проектов “Моя страна – моя Россия”. Целью смены являлось обучение слушателей механизмам планирования личного бюджета и участия в принятии общественно-значимых решений в рамках местного самоуправления. По приглашению Представительства ЮНИСЕФ в Российской Федерации, генеральный директор ИБР Александр Ковалевский принял участие в работе «Территории развития». А. Ковалевский рассказал слушателям о бюджетном устройстве России и провел деловые игры по стратегическому планированию.
Мы предлагаем пойти еще дальше в предоставлении практических знаний подросткам – выдать сумму карманных денег и некоторые потребности удовлетворять за счет этих денег. Например, одежда, другие предметы первой необходимости, которые ребенок купит сам, а не которые покупают оптом директора на тендерах. Можно вывозить детей в торговые центры, магазины и на экскурсию в банки. Учить заполнять квитанции, рассказывать про реальную стоимость квартир, учить, где и как купить билет на общественный транспорт… учить решать реальные проблемы.
В заключение необходимо отметить, что данная статья продолжает серию публикаций экспертов Института бюджетных решений, посвященных проблемам финансовой грамотности детей, подростков и молодежи. В следующих материалах мы планируем продолжить исследование данных проблем и поиск способов привлечь внимание общественности и государства к их решению.
[2] Закон РФ от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
[3] Закон РФ от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»