- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Разрешить нельзя запретить
Материал опубликован в газете Вести образования № 7(103), 2008 – здесь представлена авторская версия
Принуждение альтернативно-одаренных индивидов к отправлению религиозных культов приводит, согласно русской народной пословице, к черепно-мозговым травмам. Несмотря на это, мы добились своего (мы, которые хотели от государства разрешения рассказывать в школе про религию).
Добивались отчаянно. Читатель, несомненно, в курсе острых дискуссий, помнит Письмо академиков, заявления Президента, и прочие вехи «борьбы за души наших детей». Наконец, озвучена официальная позиция, которая не может не радовать верующих - 21 марта 2008 года заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Исаак Калина сказал, что «отсутствие образования в области религиозных культур, особенно среди молодых людей, может, к сожалению, приводить к фанатизму в неприятии других людей».
А раз отсутствие может приводить, следовательно необходимо присутствие. «При этом приходящие к детям взрослые должны быть свободны от фанатизма, они должны быть очень уважительны по отношению к другим людям, и тогда может преподаваться любой курс, если он "открывает двери" в мир, а не закрывает их» - добавил Калина.
Если требуется присутствие курса, который открывает двери в мир, то регионы, как всегда, готовы к реформе! Например, В Воронежской области есть опыт преподавания «Основ православной культуры», в том числе в младших классах. О практике рассказывает правовой советник Межрегиональной Правозащитной Группы - Ольга Анатольевна Гнездилова:
«Всего, по данным Главного управления образования Воронежской области, ОПК изучают около 4800 школьников. Также, по их данным, отсутствуют обращения родителей по поводу данного предмета.
В настоящий момент, педагоги Воронежской области пользуются методическими рекомендациями, разработанными Центром Духовно-нравственного воспитания Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. По нашим сведениям, в разработке документа не участвовало ни одного культуролога.
Рекомендации выпущены по важному вопросу, и, в тоже время, они не проходили экспертизы, потому что адресованы педагогам, а не детям.
На наш взгляд, рекомендации освещают вопрос несколько «однобоко». Наши эксперты подтверждают, что, например, Крещение Руси показано неправильно, создается впечатление, что оно было добровольным и проходило без жертв. Пишут о Дне ангела, святой воде и о том, что Николай чудотворец покровительствует школьникам...
Возможно, все это – основы православной культуры. Однако, православная вера позиционируется, как вера русского народа, что неприемлемо в многонациональной стране. В рекомендациях много негативных высказываний в адрес язычников и татар. Особенные опасения вызывают татары – как должны себя чувствовать современные татарские дети?
Преподавание предмета подразумевает деление класса на группы, предмет делит маленьких граждан на «православных» и «неправославных», в то время как российскому обществу сегодня как никогда нужно единение».
Вот такие перегибы на местах. Тем временем, Уполномоченный по правам человека в РФ пишет в своем отчетном докладе:
«В 2007 году Европейский Суд по правам человека в рамках дела «Фольгере и другие против Норвегии» рассмотрел обращения родителей, возражавших против обязательного преподавания в норвежских начальных школах предмета, предполагавшего изучение христианства и религиозной философии. Европейский Суд признал включение этого предмета в обязательную программу норвежских школ неправомерным и нарушающим Конвенцию о защите прав человека и основных свобод»
А в регионах идут образовательные форумы. В Перми, в Екатеринбурге, в Воронеже вот скоро будет. На таких форумах собираются сотни представителей от религий и государства, а также независимые и аффилированные эксперты и обсуждают с серьезными лицами «Как нам обустроить Россию». Это эффективный кризисный пиар. У нас научились делать клапаны, чтобы острота дискурса не доходила до бития морд.
Неплохо. Опыт организации эффективной коммуникации освоен властью и хорошо применяется. Более того! Это работает: в августе 2007 года на форуме в Перми сформулировали «поручение власти» - в апреле 2008 года власть в лице Министерства образования на форуме в Екатеринбурге по поручению отчиталась. И даже эффект есть, говорят.
В результате проведенного мероприятия, по словам Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, «прекратились односторонние шаги как со стороны чиновников от образования, так и со стороны представителей религиозных организаций». И начался эффективный диалог, по результатам которого в Перми решили, что не "местечковое" это дело - учебные курсы разрабатывать, пусть Министерство образования занимается.
И так все хорошо и ладненько. По православному.