- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Государственно-частное партнерство в образовании – ответ на вызовы инновационной экономики
В условиях инновационной экономики система государственного планирования подготовки кадров утрачивает свою эффективность. Это связано с постоянным появлением новых специальностей, востребованных на рынке труда, а также инерционностью государственной системы образования.
Суть инноваций заключается именно в том, что создаются рабочие места, которых раньше никогда не было. Пять лет назад невозможно было спрогнозировать потребность в кадрах компаний Apple или Google, т.к. существующие сейчас в этих компаниях специальности 5 лет назад просто не существовали. Так и в ближайшем будущем будут востребованы специалисты, которых сегодня никто не учит, потому что эти специальности еще не появились. И это относится не только к высшему образованию, которое традиционно носит академический характер и подразумевает широкий профиль с возможностью выбора дальнейшего направления развития. В первую очередь это относится к техническому образованию в условиях, когда новые технологии возникают чуть ли не каждый день.
В такой ситуации наиболее эффективным путем развития системы профессионального образования является тесное взаимодействие с бизнесом, который находится на рубеже инноваций.
Государство располагает значительным потенциалом подготовки кадров. Это выстроенная система отбора, обучения и сертификации специалистов, большое количество зданий, оборудованных для оказания образовательных услуг, система социальной поддержки и сопровождения молодежи. В тоже время государство остро ощущает недостаток ресурсов, как в части педагогических кадров, так и в вопросах подготовки современных образовательных программ.
Бизнес, со своей стороны, имеет намного более ясные представления о фактической потребности в специалистах и тех компетенциях, которыми эти специалисты должны обладать. Также бизнес располагает профессиональными кадрами, которые, непосредственно находясь на производстве, обладают информацией о современных технологиях.
Совместное использование ресурсов государства и бизнеса в сфере подготовки кадров – это расширенное понимание государственно-частного партнерства в образовании, которое принесет существенные выгоды всему обществу.
Республика Казахстан в настоящее время активно развивает систему государственно-частного партнерства в профессиональном и техническом образовании.
- Созданы и начали работу отраслевые, межотраслевые и региональные координационные советы по развитию ТиПО, в состав которых входят представители частного сектора.
- Разрабатываются профессиональные стандарты, которые в отличие от государственных образовательных стандартов будут содержать не требования к процессу обучения, а перечень компетенций специалиста, то есть требования к результату.
- Национальный аналитический центр приступил к реализации пилотного проекта для апробации возможных механизмов государственно-частного партнерства в сфере ТиПО - АО «Холдинг «К?сіп?ор», который объединит несколько учебных заведений на принципах корпоративного управления и привлечет частные инвестиции.
- Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разработан механизм социальных контрактов, который предусматривает заключение трехстороннего соглашения (Центр занятости, студент и работодатель) и возмещение бизнесу затрат на подготовку конкретного работника.
Это только ключевые направления взаимодействия с бизнесом в сфере подготовки кадров. Активная работа ведется и самими учебными заведениями, которые, например, заключают меморандумы с работодателями.
В тоже время имеется значительный потенциал совершенствования механизмов взаимодействия государства и бизнеса в сфере технического и профессионального образования.
1. Действующие стратегические документы могут быть дополнены
Во-первых, государственная политика в настоящее время направлена на развитие взаимодействия крупного бизнеса с системой ТиПО и в меньшей степени учитывает интересы малого и среднего бизнеса. Разрабатываемые механизмы сотрудничества, такие как прием студентов на практику, спонсорская помощь учебным заведениям в развитии материально-технической базы, - ориентированы именно на крупный бизнес.
Малый и средний бизнес остается в стороне от проводимой политики государственно-частного партнерства. Отсутствуют механизмы взаимодействия малого и среднего бизнеса с государственными организациями образования, а разработка данных механизмов не является приоритетом государственной политики в данной сфере. Государственные организации образования не заинтересованы в сотрудничестве с малым и средним бизнесом, т.к. ориентированы на построение отношений с крупными спонсорами, а не на постоянную работу по трудоустройству своих выпускников
Во-вторых, некоторые формулировки показателей в стратегических документах создают ложные ориентиры для системы ТиПО. Например, «Доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по государственному заказу» – не отражает трудоустройство по специальности и не отражает уровень дохода. «Количество заключенных меморандумов с работодателями» – вынуждает органы управления образованием концентрироваться на увеличении количества заключенных меморандумов, а не на мониторинге их выполнения.
Эти показатели нуждаются в корректировке для отражения действительных приоритетов Республики Казахстан, которые неоднократно были обозначены на высшем уровне.
2. Привлечение бизнеса к планированию государственного образовательного заказа значительно повысит его эффективность
Планирование объема государственного образовательного заказа (в части количества мест в ТиПО) осуществляется вне связи с состоянием и динамикой рынка труда. Это проблема существует и на республиканском, и на местном уровне. Отсутствует формализованная методика учета потребностей работодателей, количества безработных и числа выпускников, уже получивших специальность или получающих специальность в плановом периоде. Это приводит к росту безработицы среди молодежи и снижает эффективность предпринимаемых усилий по трудоустройству молодежи.
Созданные региональные координационные советы могут быть использованы как площадки обмена информацией о состоянии рынка труда для государственных органов и представителей бизнеса в целях определения оптимальных объемов подготовки кадров.
Однако и на республиканском, и на местном уровне в настоящее время еще не до конца сформированы юридические механизмы, обеспечивающие внедрение решений координационных советов. Действующее законодательство в сфере образования не наделяет указанные органы полномочиями, необходимыми для полноценного включения координационных советов в процесс планирования государственного образовательного заказа в сфере ТиПО на регулярной основе. Так, советы, образованные приказами отраслевых министерств, не имеют и юридически не могут иметь полномочий в сфере управления образованием и их решения являются рекомендательными, а не обязательными. Методические рекомендации по организации деятельности регионального совета по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров (МОН РК)[1] могут быть дополнены в части прав советов по участию в планировании государственного заказа.
3. Для привлечения бизнеса к софинансированию обучения необходимо иметь прозрачную методику расчета затрат
Подушевое финансирование в областных организациях ТиПО в настоящее время не внедрено[2]. Затраты на обучение одного специалиста в рамках государственного образовательного заказа определяются обратным счетом, объем средств, направляемых в рамках государственного образовательного заказа, рассчитывается путем индексирования расходов прошлого периода.
Однако для того, чтобы запрашивать бизнес о софинансировании обучения конкретного специалиста необходимо знать, каковы реальные затраты на его обучение. Для расчета стоимости обучения специалиста необходимо иметь базу расчетов, документ, примерно определяющий требования к содержанию, условиям и результатам образования. На первый взгляд, таким документом является для каждой специальности соответствующий государственный образовательный стандарт. Однако возникает проблема соотношения государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, устанавливающих требования к компетенциям выпускника[3]. Специалисты отмечают, что в ряде случаев профессиональные стандарты содержат требования, для выполнения которых недостаточно обучить студента в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта, необходимы дополнительные занятия и расходные материалы.
Таким образом, на пути софинансирования технического и профессионального образования стоят сразу два принципиальных вопроса: о методических подходах к расчету стоимости обучения, и о базе расчета, то есть о том, какую часть обучения государство готово финансировать.
4. Бизнес может предложить альтернативные и более эффективные способы предоставления образовательных услуг
Обеспечение для граждан реализации права на образование традиционно понимается как содержание государственной сети учебных заведений, которые предоставляют услуги на бесплатной или частично платной основе. Однако наряду с содержанием сети государственных организаций, возможна закупка государством образовательных услуг в пользу граждан у частного сектора. Система, при которой граждане получают образование в частном секторе за счет государства.
Республика Казахстан уже имеет опыт закупки образовательных услуг у частных организаций технического и профессионального образования внутри страны. В рамках реализации «Дорожной карты» государственные образовательные заказы впервые начали предоставляться частным организациям. Этот способ взаимодействия с бизнесом показал свою эффективность. Соответственно, необходимо проведение сравнительного анализа эффективности альтернативных способов предоставления образовательных услуг и принятие стратегических решений на его основе.
В целом необходимо отметить активное развитие государственно-частного партнерства в сфере образования в Республике Казахстан. Несмотря на существующие проблемы, своевременно разрабатывается необходимая нормативная правовая база для организации взаимодействия. Государство не воспринимает государственно-частное партнерство как возможность снизить расходы на образование, а, напротив, стремится повысить качество образования за счет привлечения дополнительных ресурсов частного сектора.
[1] http://www.rnmc.kz/Default.aspx?tabid=369&language=ru-RU
[2] Эксперимент по внедрению подушевого финансирования в образовании запланирован на 2012 год. В первую очередь подушевое финансирование будет внедрено в школах, а затем в организациях ТиПО.
[3] Важно помнить, что в настоящий момент профессиональные стандарты в некоторых отраслях еще не разработаны. В дальнейшем планируется приведение государственных образовательных стандартов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.