- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Особенности национального стратегического планирования
Система образования включает в себя
обучающиеся и их родители
В эпиграф данной статьи вынесена цитата из последней версии проекта ФЗ «Об образовании в РФ», доступного на сайте Минобрнауки. Как я понимаю, реформа русского языка теперь перешла на падежЫ. А там где падежЫ, там, как известно, лица и числа. Это натолкнуло меня на мысль проверить, куда мы вообще движемся, по состоянию на сегодня.
Весной прошлого года Минобрнауки выдало Концепцию Государственной программы «Развитие образования» на 2012-2020 годы (письмо МОН от 14 апреля 2011 года № МД 469/13). Даже не пытайтесь найти документ в Интернете, его, как бы, не существует, и общественного обсуждения он, как бы, не требует, хотя в нем весьма подробно излагаются направления расходования бюджетных средств на образование на ближайшие восемь лет, расписанные до уровня проектов.
Анализ данной концепции, в июне прошлого года, по просьбе Минфина, был проведен экспертами нашего института, с
результатами можно ознакомиться по ссылке. В июле 2011 года в Минфине прошло совещание с представителями Высшей школы экономики и другими разработчиками госпрограммы «Развитие образования», на котором были представлены предложения по доработке документа. Судьба данных предложений мне неизвестна, как и проекта государственной программы в целом.
Не следует путать Государственную программу «Развитие образования», о которой идет речь, и Федеральную целевую программу развития образования на 2011-2015 годы (ФЦПРО), принятую Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 61.
Государственная программа должна включить в себя ФЦПРО в качестве составной части, и должна стать единым документом, содержащим все направления развития и федерального финансирования образования в стране. Кроме ФЦПРО, государственная программа включит в себя также Федеральную целевую программу «Русский язык» на 2011-2015 годы.
Переход на государственные программы, как инструмент планирования бюджета, предусмотрен в программе Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012. Как указано в письме Минэкономразвития 2010 года, «государственные программы охватят большую часть деятельности федеральных органов исполнительной власти и будут включать большую часть расходов федерального бюджета. Государственной программой РФ является система взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ (в том числе ФЦП), отдельных проектов и непрограммных мероприятий...».
Например, в упомянутую концепцию госпрограммы «Развитие образования», кроме двух федеральных целевых программ, включено еще 11 «основных мероприятий», некоторые из которых дублируют нацпроект, а некоторые просто существуют, причем не всегда можно догадаться, чем указанное мероприятие настолько важно, что включено в государственную программу как самостоятельное направление расходования средств федерального бюджета.
Например, мероприятие «Обеспечение реализации прикладных научных исследований и разработок в области образования» на которое было предусмотрено больше полутора миллиардов рублей ежегодно. Возможно, мне одной интересно, на реализацию каких прикладных разработок ежегодно будут направляться эти деньги?
Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден больше года назад распоряжением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. №1950-р. Он содержит 40 государственных программ, в том числе, в разделе «Новое качество жизни» - государственную программу «Развитие образования» ответственным исполнителем которой является Минобрнауки России, а соисполнителями еще 34 структуры, начиная с Дальневосточного отделения РАН и оканчивая Россельхозом.
Предполагалось, что до 22 августа 2011 федеральные органы исполнительной власти должны были представить в Минэкономразвития России и Минфин России проекты госпрограмм или их концепции, доработанные в части финансового обеспечения в соответствии с распределением бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2012 - 2014 годы. А в августе и сентябре, в ходе подготовки проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2012 и 2014 годов, должны были рассматриваться предложения ведомств в части расходов федерального бюджета, приниматься решения по разногласиям. И уже в октябре-ноябре 2011 года должны были быть сформированы проекты государственных программ, соответствующие требованиям законодательства и финансовым возможностям государства.
Пишу вам в конце февраля 2012 года. Наверно, вы знаете, что никакой государственной программы «Развитие образования» еще не принято. Однако, вызывает вопросы не это. Причины, по которым Россия еще не перешла к программному бюджету, выходят далеко за рамки компетенции Минобрнауки, виноват в этом, разве что, Минпрос СССР, который плохо учил нас лет 30-40 назад…
Удивительно другое. Ни весной, ни летом 2011 года, когда о переходе на программный бюджет в 2012 году говорили
серьезно, Минобрнауки не обнародовало даже концепцию госпрограммы, если не для обсуждения, то хотя бы для справки, ведь по этому документу всей стране «учиться» до 2020 года. И теперь, когда сроки перехода на программный бюджет отложены, мы снова не видим и намека на проект госпрограммы «Развитие образования».
Остается предположить только одно: нас просто поставят перед фактом, уже после принятия программы. А нам с вами предлагается «пообсуждать» новеллы проекта ФЗ «Об образовании», особенности употребления падежей и средний род слова «кофе». Тем временем, Минобрнауки распланирует бюджетные расходы на ближайшие 8 лет, после чего мы узнаем, что на самом деле будет с образованием в России.
Опубликовано в Журнале руководителя управления образованием, 2012