- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Качественное образование в моногороде на краю земли: опыт построения муниципальной системы оценки качества образования
Муниципальные органы управления образованием традиционно поставлены в ситуацию информационного вакуума в процессе проведения реформ в сфере образования. На федеральном уровне, в первую очередь, разрабатываются рекомендации для федеральных учреждений и региональных органов власти, и только с определенным временным лагом начинают появляться отдельные региональные рекомендации для муниципального уровня. Работа по сбору и анализу муниципального опыта в сфере управления образованием практически не ведется, несмотря на существование большого числа профильных структур (все они заняты обработкой регионального опыта, поскольку эти разработки финансируются в первую очередь). |
В тоже время, непосредственная реализация большинства реформ проводится именно на муниципальном уровне и требует разработки нормативной базы и применения управленческих решений, которые, зачастую, приходится изобретать «на ходу» работникам муниципальных органов управления образованием, несмотря на то, что аналогичный опыт уже имеется в других муниципалитетах. В настоящее время отсутствует постоянно действующая система обмена опытом муниципальных органов управления образованием.
Город Муравленко пригласил нас разрабатывать стратегию его развития до 2030 года. Так мы узнали, что город Муравленко находится в двух часах езды на машине от Ноябрьска, но, все-таки, еще не за Полярным кругом. Наши эксперты отправились в этот неблизкий путь, с целью рассказать жителям Муравленко что-то новое и стратегически важное, тщательно отобранное в методических документах различных ведомств и опыте других городов. Однако, на этот раз, нам и самим удалось немного поучиться: в городе Муравленко внедрены все передовые идеи реформы образования на практике.
Передовым опытом города Муравленко в сфере управления образованием можно воспользоваться практически по любым вопросам муниципального уровня.
Школа ступеней – пожалуйста, все старшеклассники города учатся в отдельном, специально оборудованном здании, по профильным программам. ФГОС НОО - разработана необходимая нормативно-методическая база, определена модель организации внеурочной деятельности и способ ее финансирования («Школа полного дня»). Особенно интересным мне показался опыт построения муниципальной системы оценки качества образования.
Деятельность управления образования и подведомственных образовательных учреждений по оценке состояния муниципальной системы образования на протяжении последних лет осуществляется по сформировавшимся основным направлениям:
- общественно-профессиональная экспертиза муниципальных конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»;
- государственная аттестация, аккредитация и лицензирование образовательных учреждений;
- государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, включая эксперимент по введению ЕГЭ;
- статистические наблюдения за состоянием системы образования (ежегодные государственные статистические отчеты;
- аттестация педагогических и руководящих кадров системы образования;
- мониторинг Программы развития образования города;
- мониторинг результатов учебной деятельности образовательных учреждений;
- проведение конкурсов, олимпиад и других соревнований как для обучающихся, так и для педагогических работников;
- инспекционные и другие проверки эффективной деятельности образовательных учреждений и состояния системы образования.
Публичные доклады
Образовательные учреждения города не только готовят ежегодные публичные доклады, но и занимаются их распространением. Публичные доклады:
- публикуются сайтах учреждений в сети Интернет
- размещаются на информационных стендах
- представляются в форме слайдовых презентаций на публичные слушания в рамках собраний (работников, родителей, учащихся)
- представляются на советах учреждений
- издаются в форме сборника и буклета (которые распространяются среди жителей района)
- рассылаются по электронной почте
Распространение публичных докладов не является самоценной деятельностью, а осуществляется для получения обратной связи. Учреждения получают и обрабатывают предложения по оценке деятельности по итогам года, структуре и качеству представленного доклада, а также конкретным предложениям по совершенствованию деятельности и оформлению итогового документа.
Управлением образования города Муравленко издается Ежегодный аналитический доклад «О состоянии и тенденциях развития системы образования города Муравленко». Рекомендую ознакомится с документом, он размещен на официальном сайте Управления образования , документ может быть использован в качестве образца по структуре, содержанию и оформлению.
Показатели МСОКО
Муниципальная система оценки качества образования (МСОКО) города Муравленко содержит 164 показателя с учетом уровней образования и возрастных особенностей получателей образовательных услуг. Приказом Управления образования г. Муравленко на каждый учебный год утверждаются:
- показатели муниципальной системы оценки качества образования за учебный год;
- форма анализа показателей МСОКО институционального уровня в сопоставлении со среднегородскими за учебный год.
Формирование показателей МСОКО на основе стратегических и тактических задач развития системы образования способствует динамическому изменению содержания образования. В 2010 году динамический ряд показателей мониторинга МСОКО составил 6 лет, что позволяет дать объективную оценку результативности целенаправленного управленческого воздействия на муниципальную систему.
Необходимо отметить, что Управление образования города Муравленко активно использует программно-целевой метод, что позволяет четко идентифицировать достигнутые и ожидаемые результаты в системе образования города.
Система показателей мониторинга регулярно совершенствуется. В настоящее время разрабатываются критерии и показатели МСОКО для дошкольного и дополнительного образования. Деятельность ведется в рамках экспериментальной площадки ФИРО.
Проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся позволяет осуществить рейтингование учреждений по кластерам качества условий, процесса и результата, что позволит оценить состояние муниципальной системы образования, выявить общие проблемы и проблемы каждого муниципального учреждения.
Новые инструменты
С целью разработки инструментария для оценки образовательных результатов и проведения диагностических работ на компетентностной основе, Управлением образования города Муравленко были разработаны следующие нормативные документы:
- Регламент проведения муниципальных диагностических работ на компетентностной основе. Данный регламент устанавливает порядок проведения в общеобразовательных учреждениях города Муравленко муниципальных диагностических работ на компетентностной основе по естественнонаучной грамотности, решению проблем, осознанному чтению и математической грамотности.
- Положение о муниципальных предметных комиссиях для проведения муниципальных диагностических работ. Целью деятельности комиссии является выполнение работы по подготовке контрольно-измерительных материалов, для проведения муниципальных диагностических работ.
- Положение о порядке проведения мониторинга учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях города Муравленко. Мониторинг проводится на муниципальном и институциональном уровнях системы образования должностными лицами Управления образования и учреждений и представляет собой систему сбора, обработки, анализа, хранения, распространения информации о качестве учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях города Муравленко для выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив по повышению качества учебной деятельности.
- Регламент выполнения технического задания для разработки оценочно-измерительных материалов по учебному предмету. Регламент устанавливает порядок выполнения и экспертизы технического задания для разработки оценочно-измерительных материалов по учебному предмету, определяет примерные требования к структуре и содержанию диагностических материалов. Определяет форму оценочного листа для экспертизы качества разработки оценочно-измерительных материалов.
Проблемы и решения
В городе Муравленко к работе активно привлекаются органы общественно-государственного управления, которые проводят экспертизу конкурсных материалов, осуществляют общественное наблюдение в ходе ЕГЭ и др. Эксперты управления образования отмечают существенную проблему, которая возникает при практической реализации этого инструмента: не все общественные эксперты готовы к оценочной деятельности в области образования. Требуется система мер по подготовке общественных экспертов к оценке качества образования и повышению их компетентности.
Вторая проблема связана с неупорядоченностью информационных потоков в сфере образования на уровне города. В России существует избыточная система показателей статистической и ведомственной отчетности: педагогические кадры, воспитанники детских садов, выпускники школ, дети группы «риска» и так далее, однако эффективное использование этой информации крайне затруднено – отсутствует едина база данных. В настоящее время в городе разрабатывается информационная модель муниципального банка данных по разным элементам системы оценки качества образования.
Третья проблема связана с интерпретацией результатов образовательной статистики. В конце марта в ФИРО был проведен Круглый стол «Статистика сфер образования и культуры в Российской Федерации». Участники неоднократно отмечали, что имеется неудовлетворенный запрос на аналитическую информацию, которая, на основе статистических индикаторов, отражала бы реальную ситуацию в образовании. На муниципальном уровне ситуация такая же, как и на федеральном: даже при наличии баз данных, не всегда применяются адекватные аналитические инструменты для интерпретации результатов. В городе Муравленко профессиональный уровень экспертов Управления образованием позволяет решать эту проблему, однако другим муниципальным образованиям требуется методическая поддержка в этом вопросе.
Где списать?
Опыт Управления образования г. Муравленко по управлению изменениями в системе образования малого города на основе муниципальной системы оценки качества образования был представлен на:
- Ямальском инновационном форуме, выступление «Достижение нового образовательного результата: муниципальная система оценки качества образования г. Муравленко» (2010 г.)
- Окружном семинаре «Вопросы организации школы ступеней. Из опыта работы Многопрофильного лицея г. Муравленко», выступление «Муниципальная система оценки качества образования как инструмент управления образовательным результатом» (2010 г.).
- Региональном конкурсе на лучшую модель муниципальной системы оценки качества образования (ноябрь 2010 г.).
Управлением образования г. Муравленко также подготовлен сборник материалов «Формирование и развитие муниципальной системы оценки качества образования в системе образования города Муравленко».
В завершение статьи хочу выразить огромную благодарность сотрудникам Управления образования города Муравленко и лично начальнику управления Марине Владимировне Кравец за полученные знания и удовольствие от совместной работы.