- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Некоторые комментарии к проекту Государственной программы развития образования
Анализ Концепции Государственной программы «Развитие образования» на 2012-2020 годы (письмо МОН от 14 апреля 2011 года № МД 469/13)
В настоящее время в сфере образования на федеральном уровне одновременно действует целый ряд стратегических документов:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Раздел 4. Развитие образования)
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МОН на 2010-2012 (в части образования)
3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015
4. Президентская инициатива «Наша новая школа» (реализуется в рамках ФЦПРО)
5. Приоритетный национальный проект «Образование»
6. Федеральная целевая программа «Русский язык (2011 - 2015 годы)»
В некоторых случаях документы дублируют друг друга, иногда формулировки задач полностью совпадают («модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития»), иногда совпадают по смыслу («обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития»[1] и «совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования»[2]). Примерная взаимосвязь документов показана на рисунке.
В ряде случаев документы дополняют друг друга. Так, «Наша новая школа» реализуется в рамках ФЦПРО, а ФЦПРО дополняет Стратегию 2020 механизмами установления взаимосвязи системы образования и рынка труда. В тоже время, ни один из перечисленных документов не может в настоящее время претендовать на описание полного перечня проблем, целей и задач в сфере образования.
Как показал контекстный анализ действующих стратегических документов в сфере образования, цели и задачи (проблемы), которые встречаются в этих документах, могут быть разделены на 12 основных групп (кластеров)[3]:
1. Системные реформы, ориентированные на инновационное развитие
2. Вопросы содержания обучения, стандартов, механизмов обучения
3. Вопросы управления финансовыми ресурсами
4. Кадровые вопросы в системе образования
5. Проблемы поддержки детей с особыми потребностями (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, из социально-неблагополучных семей и т.д.)
6. Поддержка талантливых детей и молодежи
7. Развитие инфраструктуры системы образования
8. Механизмы мониторинга и оценки
9. Интеграция в международное образовательное пространство
10. Ориентация системы образования на потребности рынка труда
11. Сохранение здоровья обучающихся
12. Образование военнослужащих
Указанные 12 групп (кластеров) проблем не являются равнозначными. Это позволяет использовать альтернативные способы структурирования проблем, которые и используются в разных стратегических документах в сфере образования.
Общий вывод состоит в том, что у отрасли много стратегических приоритетов, поэтому она не имеет определенных направлений движения, в том числе, в вопросах финансирования тех или иных направлений деятельности. Система непонятна внешнему пользователю: родителям учащихся, экспертному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления. Это усложняет целевое финансирование, подготовку публичной отчетности и создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (приоритет Стратегии 2020).
Выявлены проблемы:
1. Мероприятия различных стратегических документов неоднократно дублируются. Некоторые группы мероприятий направлены на достижение конечного результата, некоторые – на обеспечение функционирования самой системы. Ряд формулировок стратегических целей и задач нуждается в корректировке, поскольку не удовлетворяет критериям ясности, четкости, измеримости, ориентации на конечные результаты, а также для устранения дублирования.
2. Затруднительно отслеживать эффект и результат расходов бюджета на те или иные цели, когда идет постоянная ротация целевых установок.
3. Ряд актуальных проблем развития системы образования не нашел до сих пор отражения в стратегических документах.
Разработка Государственной программы РФ "Развитие образования" до 2020 года (далее – ГПРО) направлена на решение указанных проблем. Документ должен установить иерархию целей и систему мероприятий и инструментов государственной политики,, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования.
Однако результативность и эффективность этого решения напрямую связана с тем, какую структуру документа предложит Министерство образования и науки РФ.
В рамках данной работы проведен анализ Концепции ГПРО, направленной в Минфин письмом МОН от 14 апреля 2011 года № МД 469/13[4].
В указанном документе Задачи ГПРО дублируют раздел 4 «Развитие образования» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной в 2008 году), однако внутреннее наполнение задач отличается.
Также, в отличие от Стратегии 2020, в проекте ГПРО нет последней задачи: формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Это было 4 задачей ГПРО (в проекте от 14 декабря 2010), а в проекте от 14 апреля такой задачи уже нет, она осталась «внутри» ФЦПРО, вероятно, она признана краткосрочной.
В представленном виде структура ГПРО не решает ни одну из перечисленных выше проблем:
- отсутствует иерархия целей,
- основные мероприятия не связаны с заявленными задачами ГПРО,
- не учтен ряд актуальных проблем отрасли,
- разработан очередной набор задач, частично дублирующий предыдущие наборы, но содержащий несколько новых мероприятий.
Структура проекта ГПРО
Авторы проекта уточняют, что «Основные мероприятия ГПРО в значительной части направлены на обеспечение функционирования и развития федеральных образовательных учреждений в рамках текущего финансирования их деятельности»[5].
1. Необходимо переориентировать основные мероприятия ГПРО на нужды потребителей образовательных услуг, а не узкого сектора их производителей.
2. Основные мероприятия не имеют прямой связи с задачами ГПРО, часто дублируют действующие документы.
3. Ниже представлены комментарии по 11 основным мероприятиям проекта ГПРО, которые, ко всему прочему, не соотнесены с задачами ГПРО.
Основное мероприятие 1. Обеспечение доступности и качества реализации государственных услуг дошкольного образования
Почему речь идет о государственных услугах, когда предоставление дошкольного образования отнесено к полномочиям органов местного самоуправления? Перечисленные мероприятия будут реализовываться только в государственных образовательных учреждениях?
«Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»[6] - это первая задача ФЦПРО, мероприятие дублируется:
Основное мероприятие 1 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
190, 22 |
Мероприятие по распространению на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб. |
1 016, 1 |
Основное мероприятие 2. Обеспечение доступности и качества государственных услуг общего образования.
Опять речь идет о государственных услугах, хотя они являются в основной своей массе муниципальными.
«Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - мероприятие ФЦПРО, предусматривающее: 1. Переход на новые образовательные стандарты; 2. Развитие системы поддержки талантливых детей; 3. Совершенствование учительского корпуса; 4. Изменение школьной инфраструктуры; 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников; 6. Расширение самостоятельности школ. Мероприятие частично дублируется.
Основное мероприятие 2 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
3 310, 95 |
Мероприятие по достижению стратегических приоритетов ННШ, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб. |
1 410 |
Основное мероприятие 3. Обеспечение доступности и качества реализации государственных услуг начального, среднего, высшего и послевузовского образования
Вторая задача ФЦПРО - "Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда", содержит 4 мероприятия, ориентированные на структуру сети подготовки кадров, содержание образования, энергоэффективность. Мероприятие дублируется.
Основное мероприятие 3 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
289 611,15 |
Вторая задача, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб. |
6 697,19 |
Основное мероприятие 4. Обеспечение доступности и качества реализации услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Это самостоятельное мероприятие направленное на реализацию 3 задачи ГПРО «Создание системы непрерывного профессионального образования»
Основное мероприятие 5. Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей и молодежи.
Дублирование: «Развитие системы поддержки талантливых детей» - это направление Нашей новой школы, реализуется в рамках ФЦПРО.
Основное мероприятие 5 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
381,3 |
Развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи, ННШ, ФЦПРО, 2012, млн. руб[7]. |
10 |
Основное мероприятие 6. Обеспечение реализации прикладных научных исследований и разработок в области образования.
Самостоятельное мероприятие. Однако данное мероприятие не направлено на достижение конечного социально-значимого результата, оно ориентировано исключительно на потребности системы. Не установлены критерии отбора прикладных научных исследований, которые планируется финансировать.
Основное мероприятие 6 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
1 815,5 |
Основное мероприятие 7. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы.
Учитывая, что в проекте ГПРО расписано по исполнителям ресурсное обеспечение данного мероприятия, считаем целесообразным озвучить примерный список объектов.
Основное мероприятие 7 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
5 777,7 |
Основное мероприятие 8. Обеспечение реализации мероприятий ПНП «Образование», не включенных в федеральные целевые программы.
Действительно, ряд мероприятий ПНПО не нашел отражения в ФЦПРО. Однако в данном основном мероприятии снова появляется талантливая молодежь, о которой уже говорилось в рамках основного мероприятия 5.
Также сюда попали бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства СПбГУ, хотя объекты капитального строительства включены в мероприятие 7.
Основное мероприятие 5 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
381,3 |
Основное мероприятие 8 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
22 430,0 |
Основное мероприятие 9. Обеспечение реализации международных культурных, научных и информационных связей в области образования.
Мероприятие предусматривает субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ на дошкольное образование, внешкольную работу с детьми и профессиональное образование[8]. Совершенно неочевидно, как предоставление субсидий образовательным учреждениям стран СНГ будет способствовать конкурентоспособности российского образования. Возможно, имелись в виду российские учреждения в странах СНГ?
Основное мероприятие 9 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
1 067,3 |
Основное мероприятие 10. Премии, стипендии за выдающиеся заслуги.
Выплаты педагогам, например, предусмотрены в рамках основного мероприятия 8, а также в рамках Нашей новой школы (в ФЦПРО). Мероприятие носит несамостоятельный характер, частично дублируется.
На премии за выдающиеся заслуги в РФ планируется потратить примерно столько же денег, сколько и на субсидии учреждениям в странах СНГ.
Основное мероприятие 10 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
1 085,8 |
Основное мероприятие 11. Повышение эффективности функционирования системы государственного надзора, контроля и оценки качества образования.
«Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» - это третья задача ФЦПРО.
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности не нашло отражения в задачах ГПРО, вероятно, необходимо дополнить список задач и показателей.
Основное мероприятие 11 ГПРО Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году |
2 027,1 |
Задача "Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг", ФЦПРО, 2012 год, млн. руб. |
1 452,2 |
[1] Стратегия 2020
[2] ДРОНД МОН
[3] Выделено на основании экспертной оценки
[4] Общественности представлен проект ГПРО от 14 декабря 2010.
[5] Проект ГПРО от 14.04.11, С. 22
[6] В сфере дошкольного образования там предусмотрено «распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»
[7] 10 миллионов рублей планируется потратить в 2012 году на «разработку и введение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей». Имеется в виду, вероятно, проведение НИР на эту тему?
[8] Проект ГПРО от 14 апреля 2011, СС. 29-30