- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Положительные эффекты и риски оптимизации расходов на региональном уровне
Оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях является одним из направлений исследования в рамках проекта «Повышение эффективности управления бюджетными расходами и содействие внедрению программного бюджетирования на региональном и муниципальном уровнях», который реализуется ИБР в 2016-2017 годах в интересах Минфина России.
За прошедший период регионы накопили уникальный опыт оптимизации бюджетных расходов. Основными целями оптимизации, как правило, являлось выполнение требований майских указов Президента РФ по повышению зарплаты работников сферы образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, обслуживание государственного долга, выполнение других первоочередных расходных обязательств.
Основные направления оптимизации, как правило, включают сокращение затрат на содержание органов государственной власти и органов местного самоуправления, реструктуризацию учреждений, оптимизацию расходов на государственные и муниципальные закупки, оптимизацию социальных выплат и льгот, объединение муниципальных образований, отказ от непервоочередных расходов, особенно в части бюджетных инвестиций
В ряде случаев оптимизация не приводила к ухудшению качества предоставляемых бюджетных услуг (например, оптимизация размещения органов государственной власти и учреждений, сокращение затрат на транспортное обслуживание их сотрудников, централизация функций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета и др.).
Практически все регионы достигли значительных успехов в оптимизации расходов на государственные и муниципальные закупки за счет их централизации, проведения совместных закупок, сопровождения контрактов в финансовых органах, создания электронных площадок для мелких регулярных закупок, отказа от непервоочередных закупок.
Все регионы предприняли шаги по оптимизации социальных льгот, предоставляемых на основе регионального законодательства, за счет повышения их адресности, предоставления льгот на основе оценки нуждаемости, более жесткого контроля нуждаемости, внедрения практики социальных контрактов.
Заслуживает изучения опыт ряда регионов по оптимизации расходов за счет укрупнения муниципальных образований, который позволил не только существенно сократить затраты на муниципальное управление, но и повысить социально-экономический потенциал вновь образованных муниципалитетов.
Вместе с тем, в ряде случаев оптимизация расходов привела к негативным социальным эффектам. Например, отсутствие индексации зарплат работников органов государственной власти и органов местного самоуправления привело к значительному оттоку квалифицированных кадров – при том, что повышение качества государственного управления является первоочередной задачей для перехода на новую модель социально-экономического развития России. Кроме того, реструктуризация учреждений и сокращение численности их работников в ряде случаев (прежде всего для учреждений здравоохранения, финансируемых их бюджета) привели к снижению доступности и качества социальных услуг.