- Консорциум с участием ИБР выиграл конкурс на разработку материалов для Учебного центра Минфина Республики Беларусь — 29 декабря 2020
- Консорциум, в состав которого входит ИБР, выиграл тендер по внедрению программного бюджетирования в Узбекистане — 15 декабря 2020
- Институт бюджетных решений завершил работы по совершенствованию межбюджетных отношений в Ямальском районе — 5 августа 2020
- Заседание рабочей группы при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка по вопросу утверждения плана мероприятий по совершенствованию системы оказания паллиативной помощи детям в России — 16 марта 2018
- Инициативное бюджетирование: дистанционный курс
- Курс для работников органов местного самоуправления по взаимодействию с населением в рамках бюджетного процесса, инициативного бюджетирования и оказания публичных услуг
- Разработка комплекса рекомендаций по изменению системы оплаты труда и мотивации работников
- Официальный перевод МСФО ОС. Разработка методических материалов по внедрению гармонизированных с МСФО ОС федеральных стандартов бухгалтерского учета в организациях государственного сектора
- Работа над ошибками в личном бюджете - книга для подростков, 2012
- Взрослые секреты в программе "Третий сектор" Радио Свобода. Куда государство тратит бюджетные деньги?
- Нужно ли что-то менять?
- Как разработать все с нуля? Краткая инструкция
Нормы законодательства, регламентирующие стоимость услуг в сфере общего среднего образования в Республике Казахстан
Стоимость предоставления образовательных услуг общего среднего образования в Казахстане, в соответствии с действующим бюджетным законодательством, складывается из текущих расходов и расходов на развитие.
К расходам на развитие относятся затраты на поддержание технического состояния здания (капитальный ремонт), приобретение дорогостоящего оборудования. Расходы на развитие распределяются в соответствии с утвержденной методикой[1].
К текущим расходам относятся расходы на оплату труда работников школ, учебные расходы (расходы на учебные пособия), затраты на коммунальные услуги, расходы на питание школьников, прочие расходы[2]. Данный вид расходов регламентируется большим числом нормативных актов и в настоящей статье мы рассмотрим эти документы.
Расходы на оплату труда составляют около 85-87% расходов[3]. На территории всего Казахстана установлены одинаковые размеры заработной платы для работников школ одной квалификации. Также нормирована их трудовая нагрузка. Единым является учебный план на территории республики, соответственно, на каждого ребенка должно приходиться одинаковое количество часов работы учителя (в зависимости от наполняемости класса, наполняемость – рекомендательная величина). Стимулирующие выплаты работникам образования в Казахстане носят случайный и неупорядоченный характер и зависят, в основном, от наличия средств в бюджете. Доля стимулирующих выплат минимальна.
Необходимо отметить, что республиканское законодательство в сфере оплаты труда не содержит региональной дифференциации. В тоже время, средняя заработная плата в экономике и цены отличаются по регионам страны, что обусловливает дифференциацию в уровне жизни работников организаций образования в различных областях. Соответственно, действующая система оплаты труда в образовании не обеспечивает одинакового уровня жизни работников в разных областях, что может создавать антистимулы для работников в регионах с более высоким уровнем жизни, и, соответственно, более высокой стоимостью потребительской корзины.
Действующим законодательством Республики Казахстан установлены следующие показатели, влияющие на объем расходов на оплату труда работников образования.
Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников государственных организаций образования устанавливается ст. 52 Закона Об образовании. Нормативная учебная нагрузка установлена для работников трех групп образовательных учреждений (см. таблицу).
Таблица. Сравнительные размеры нормативной учебной нагрузки для работников различных образовательных учреждений
|
|
|
Размер Базового должностного оклада (БДО), используемого при исчислении должностных окладов работников бюджетной сферы, утверждается Правительством РК[4]. С 1 июля 2011 года БДО увеличен до 17697 тенге[5]. Ранее БДО составлял 13613 тенге.
Коэффициенты для исчисления должностных окладов (ставок) гражданских служащих (за исключением квалифицированных рабочих) установлены в Приложении 2 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400. Коэффициенты зависят от стажа работы по специальности в годах и категории должностей в соответствии с Реестром. По стажу предусмотрено 11 вариантов (до года, от 1 до 2,… с 17 до 20 лет, старше 20 лет). В Реестре 14 категорий должностей.
Коэффициенты для исчисления должностных окладов (ставок) рабочих установлены Приложением 3 к указанному постановлению[6]. Оплата труда рабочих дифференцирована по 8 квалификационным разрядам.
Доплаты за условия труда гражданским служащим, работникам организаций, содержащимся за счет средств государственного бюджета, работникам казенных предприятий образования установлены Приложением 4 к постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400. Документ определяет категории получателей доплат (профессии, должности, категории работников), виды доплат (напр. за классное руководство, за углубленное изучение отдельных предметов профильного направления) и размеры доплат. Также указаны правовые основания, на которых производится данная доплата.
Следующий параметр, влияющий на размеры заработной платы учителей – это максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, определяемые общей нагрузкой по инвариантному и вариативному компонентам типового учебного плана. Максимальные объемы учебной нагрузки установлены Государственным общеобязательным стандартом начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 9 июля 2010 года № 367[7]
Коммунальные расходы составляют от 5 до 12% расходов организаций образования. Эти расходы должны рассчитываться в соответствии с нормативами, установленными постановлением Правительства № 1118[8].
Удельные нормы годового расхода электрической энергии (кВт х час) установлены в расчете на 1 метр квадратный и дифференцированы по областям.
Нормы расхода тепла на отопление (Вт) установлены в расчете на 1 метр квадратный и дифференцированы в зависимости от следующих факторов:
- Этажность здания (от 1 до 4 этажей)
- Год постройки (с 1997, с 1983 по 1997, до 1983 года)
Нормы накопления твердых бытовых отходов (ТБО) установлены в расчете на 1 учащегося и дифференцированы по численности населения (для городов с населением более 50 тыс. чел., и для городов с населением менее 50 тыс. чел. и других поселений).
Нормы расхода горячей и холодной воды, канализационных стоков установлены в расчете на 1 учащегося.
Нормы расхода воды на полив усовершенствованных покрытий и зеленых насаждений, территорий объектов установлены в расчете на 1 учащегося и дифференцированы по областям.
Как показало исследование, проведенное по заказу ЮНИСЕФ в 2010 году[9], фактические расходы тепла, воды и электроэнергии значительно превышают установленные нормы и существенно дифференцированы по областям. Фактически при планировании коммунальных расходов применяется метод индексации расходов предыдущего периода.
Как и коммунальные расходы, расходы на организацию питания связаны с натуральными нормами и ценами, которые могут существенно отличаться по областям Казахстана.
Нормы питания в школах установлены в натуральной форме Приказом И.о. Председателя Комитета государственного санитарно- эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан[10]. Приказом установлены двухнедельные меню-раскладки для организации питания учащихся 1-4 классов в школьных столовых, например: биточки паровые, вес 50 грамм, состав - мясо говядина (котлетное мясо), хлеб пшеничный, молоко, масло сливочное, 130 ккал, конкретизировано содержание белков, жиров, углеводов, кальция и витамина С, см. таблицу.
Таблица. Двухнедельные меню-раскладки для организации питания учащихся 1-4 классов в школьных столовых I неделя 1-й день
Наименование блюд |
Выход блюд, г. |
Ингредиенты блюд |
Вес нетто, г. |
Калорий, ккал. |
Пищевые вещества |
||||
Белки, г. |
Жиры, г. |
Углеводы, г. |
Кальций, мг. |
Витамин С, мг. |
|||||
Биточки паровые |
50 |
Мясо говядина (котлетное мясо), пшеничный хлеб, молоко, масло сливочное |
37 9 11 2 |
130 |
9.7 |
8 |
4.8 |
22.1 |
0.1 |
Гарнир: гречка рассыпчатая |
100 |
Крупа гречневая, масло сливочное |
48 11 |
224 |
5.7 |
10.5 |
26.7 |
11.2 |
0 |
Хлеб |
19 |
Хлеб ржано-пшеничный |
10 |
18 |
0.7 |
0.1 |
3.6 |
3.3 |
0 |
Кефир |
200 |
Кефир |
200 |
80 |
5.6 |
6.4 |
0 |
240 |
1.4 |
Энергетическая и пищевая ценность рациона |
452 |
21.7 |
25 |
35.1 |
277 |
1.5 |
Нормы питания в школах-интернатах установлены Постановлением Правительства[11]. Нормы установлены в натуральной форме, например, определен вес продуктов.
Прочие расходы (около 5% всех расходов) имеют прямую корреляцию с объемом общих расходов, что подтверждает неоднократно высказанное работниками управлений образования разных областей мнение о том, что эти расходы финансируются по остаточному принципу и в зависимости от расходов предыдущего периода.
Прочие расходы действующим законодательством не нормированы. Согласно Методическим указаниям по организации учета и инвентаризации имущественно-материальных ценностей у материально ответственных лиц в учреждениях системы МИНПРОСа СССР, установлены следующие нормы[12] (см. таблицу, представлена выдержка из приказа)
Таблица. Нормы хозяйственных товаров и моющих веществ в школах
Наименование товара |
ед. изм. |
норма на 1 класс в месяц |
Мыло хозяйственное |
шт. |
2 |
Мыло туалетное |
шт. |
2 |
Сода кальцинированная |
шт. |
0,5 |
Моющие средства |
шт. |
2 |
Чистящие средства |
шт. |
2 |
Хлорная известь |
кг. |
0,5 |
Тарная ткань |
м |
3 |
Щетки 1 на 4 месяца |
шт. |
3 |
Веники |
шт. |
1 |
Метла |
шт. |
1 |
Другие расходы, которые могут быть отнесены к прочим расходам, не регламентированы.
Дополнительные расходы, связанные с предоставлением образования детям с особыми образовательными потребностями регламентированы частично. Действующий Закон Об образовании устанавливает, что государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание граждан Республики Казахстан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования. К категориям граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь, относятся:
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды;
- дети из многодетных семей;
- иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан.
Размеры, источники и порядок предоставления социальной помощи определяются Правительством Республики Казахстан. Установлены нормы обеспечения детей из указанных категорий питанием и учебниками.
Таким образом, на данный момент, можно выделить 2 группы расходов. К первой группе относятся расходы на оплату труда – требования к их размерам едины на территории всей Республики Казахстан. Ко второй группе относятся все остальные текущие расходы, которые напрямую зависят от цен в конкретном регионе, а нормированы, по большей части, в натуральной форме.
[1] Методика определения потребности в объектах образования, здравоохранения, социальной защиты и формирования перечня инвестиционных проектов Утверждена совместным приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от «24» февраля 2010 года № 99
[2] Медицинские и хозяйственные малоценные товары
[3] По данным обследования всех регионов в мае 2010 года
[4] Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2004 года № 74
[5] Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2011 года № 150 - было внесено изменение в Постановление Правительства Республики Казахстан от 23 января 2004 года № 74 «Об утверждении размеров базового должностного оклада и поправочного коэффициента»
[6] Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400.
[7] ГОСО РК 2.3.4.01–2010
[8] Постановление Правительства Республики Казахстан от 02.11.1998 N 1118 "О нормативах потребления электроэнергии, тепла на отопление, горячей и холодной воды и других коммунальных услуг по организациям, финансируемым из средств бюджета"
[9] Повышение эффективности государственных расходов в сфере образования и обеспечение условий равного доступа к общему среднему образованию, ЮНИСЕФ, 2010
[10] Приказ И.о. Председателя Комитета государственного санитарно- эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 13 августа 2008 года № 98
[11] Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2008 года № 1354 Об утверждении натуральных норм питания для лиц, обслуживающихся в домах-интернатах, реабилитационных центрах, учебных заведениях для детей-инвалидов, территориальных центрах социального обслуживания, центрах социальной адаптации.
[12] Приказ МИНПРОСа СССР № 45 от 28 января 1986 года, приложение 10
Декабрь, 2011